Рубрики
Прогнозы Статьи

Золотая Заря: нацизм по-гречески

В декабре 1980 года в Греции вышел первый номер журнала «Золотая Заря». На его обложке красовалась круговая свастика. Затем последовали другие номера, некоторые имели подзаголовок «Национал-социалистическое периодическое издание». В журнале восхвалялась личность Гитлера, продвигались идеи и ценности немецкого нацизма, оправдывалась и даже идеализировалась деятельность греческих коллаборационистов в годы Второй мировой войны. Затем стали выходить брошюры и книги аналогичного содержания. Главным редактором и издателем этой литературы был убежденный нацист и пламенный поклонник Гитлера Никос Михалольякос, сын жандармского офицера, служившего в коллаборационистских «охранных батальонах» в годы войны. К этому времени молодой (р. 1957) эллиногитлеровец был опытным террористом-бомбометателем, за что в 1978 году был судим и некоторое время провел в тюрьме. Нескромный вопрос о том, откуда у Михалольякоса были деньги на издательскую деятельность и последующее развитие организации, может иметь такой ответ: по некоторым сведениям, он сотрудничал с греческими спецслужбами, за что получал немаленькое вознаграждение.

Затем Михалольякос приступил к созданию политической организации, первоначально называвшейся «Национал-социалистическое движение Народный союз». Некоторое время «Золотая заря» была формально отделена от него и функционировала как «идеологическая организация». В таком разделении, равно как и в названии «Золотая заря» многие усматривают влияние одноименного оккультного ордена, существовавшего в Англии в конце XIX – первой половине ХХ в. и имевшего тесные связи с эзотерическими обществами Германии, в том числе Третьего рейха. Тем не менее, нет никаких сведений о том, чтобы в партии Михалольякоса имели место какие-то оккультные практики. Восходящая к оккультистам символика партии заимствована, скорее, у германского нацизма и его сателлитов: сначала круговая свастика и кельтский крест, затем руна «волчий крюк», которую использовали в качестве логотипа некоторые подразделения СС и нидерландские нацисты. Наконец, когда демонстрировать подлинное лицо партии стало невыгодно, на ее логотип был помещен фрагмент меандра, который у греков считается национальным орнаментом. Правда, с одной особенностью: меандр обрезан так, чтобы походить на свастику. Название организации ее лидеры понимают как возрождение греческой нации, ее новый рассвет. Выходит, оно связано, скорее, с представлениями о мифическом золотом веке, чем с преемственностью в отношении герметического ордена.

В начале 1990-х созданные Михалольякосом структуры уже функционируют как единое целое – политическая партия Золотая Заря-Народный союз. О создании партии официально объявлено в начале 1993 г. Пропагандистская работа дополняется политическими акциями: активисты ЗЗ выходят на улицы, совершают разбойные нападения на членов левых партий и организаций. Одним из самых громких мероприятий стала демонстрация в Афинах под лозунгом «Скопье пусть заплатит кровью!» (1993). Со временем становится все очевиднее, что поведение ЗЗ в общественно-политическом пространстве копирует тактику нацистской партии в Германии в период веймарской республики.

К середине 1990-х гг. партия уже имеет жесткую структуру, основную на принципе фюрерства, хотя число ее сторонников по-прежнему невелико. Дестабилизация ситуации на Балканах и открытие Македонского вопроса в связи с распадом Югославии производят брожение умов в Греции. В результате прежде совершенно маргинальная Золотая Заря вызывает некоторые интерес среди греческих националистов, ибо она заняла самую непримиримую позицию в отношении новорожденного Македонского государства. Партия публикует свою программу, главной новацией которой стал откровенный расизм: мерилом греческой национальной идентичности становится кровь, а не культура, как это было прежде. В начале ХХ в. такое представление сформулировал философ Периклис Яннопулос, но оно пребывало на задворках греческой общественной мысли.

На раннем этапе своего существования ЗЗ критиковала и Православную церковь, называя ее детищем враждебного греческому духу иудеохристианства. Такая позиция вызвала интерес к ЗЗ со стороны греческих неоязычников, яростно нападающих на православие и христианство вообще. Но неоязыческие группы были немногочисленны, как и тогдашняя ЗЗ, поэтому опора на неоязычников не принесла нацистам численного роста, к которому они стремились. Гораздо эффективнее оказалось подружиться с Православной Церковью, ведь православие всегда было частью национального самосознания. Однако Церковь отнеслась к нацистам настороженно: никакого синодального постановления по этому вопросу принято не было, но большинство епископов полагает, что расизм и скрытое язычество ЗЗ несовместимы с христианством.

Поначалу программа Золотой Зари практически не воспринималась всерьез, о чем свидетельствуют ее «успехи» на выборах: на евровыборах 1994 г. и парламентских выборах 1996 г. за ЗЗ отдали голоса меньше 0,1% избирателей. Ни распад Югославии, ни растущий приток иммигрантов пока не нарушили стабильности в греческом обществе. Оно отвергало шокирующий нацизм ЗЗ.

Пришлось искать новые пути вербовки сторонников. ЗЗ одной из первых оценила силу, которую представляют собой спортивные фанаты, и постаралась использовать ее в своих целях. В 2000 году появилась на свет «дочка» Золотой зари – организация футбольных болельщиков «Голубая армия». Помимо пропаганды фашистской символики и идеологии, «Голубая армия» присоединилась к организуемому ЗЗ уличному террору в отношении албанцев и иммигрантов других национальностей.

Настоящий взлет Золотой Зари начинается с финансово-экономическим кризисом 2008 г. Затянувшийся кризис привел к росту популярности радикальных партий. Это прекрасно понимали и в руководстве Золотой Зари. «Чем хуже ситуация в стране, тем лучше для нас», – говорил Михалольякос, ссылаясь на Ленина. На руку ЗЗ оказалось и неловкое положение, в которое попала право-консервативная партия Народный православный сбор (ЛАОС). Осенью 2011 г. ее лидеры согласились войти в состав коалиционного правительства Л. Пападимоса, которое должно было обеспечить подписание Грецией пакета антикризисных соглашений с международными кредиторами и провести новые парламентские выборы. На дважды проходивших в условиях острого политического кризиса парламентских выборах 2012 года ЗЗ собрала почти 7% голосов, выйдя на шестое, а затем на пятое место. Это в итоге принесло партии 16 мест в парламенте. Маргинальная террористическая организация превратилась в респектабельную парламентскую партию. На евровыборах 2014 г. ЗЗ заняла третье место, набрав 9,4 % голосов и получив 3 (из 21) депутатских мандата.

К этому времени официальная партийная программа и символика внешне претерпели некоторую эволюцию: свастику сменил свастикоподобный меандр, из программных документов исчезло понятие национал-социализма. «Мы – националисты», – так теперь позиционируют себя адепты греческого фюрера. Обвинения в нацизме и фашизме они категорически отвергают и стремятся продемонстрировать свою политическую исключительность. Например, происхождение партийный цветов – красного, черного и белого – они возводят к символике греческих повстанческих организаций первой четверти XIX в., хотя во всем мире они ассоциируются с германским нацизмом. Правда, ради поднятия популярности от них все чаще приходится отказываться, заменяя национальным синим.

Но если присмотреться, то оказывается, что под овечьей шкурой прячется все тот же волк. Свою идеологию ЗЗ называет «народный национализм», который на поверку оказывается все тем же национал-социализмом. Прежний расизм тоже никуда не делся. «Человек существует посредством расы и для расы», – говорится в пропагандистской брошюре ЗЗ. Члены партии публично высказывают сомнения в холокосте евреев, называют цыган и иммигрантов «человеческими отбросами».

«Народный национализм» – это националистическое государство и националистическая экономика. Государство заслуживает уважения, если оно националистическое, в противном случае с ним нужно бороться. Государство должно существовать под лозунгом «Греция для греков!» и опираться на традиционные ценности. Главными идейными врагами ЗЗ считает либерализм и марксизм, которые называет двумя сторонами одной медали – материализма. ЗЗ противопоставляет ему патриотизм, приоритет национального духа и добродетели. На фоне кризиса усилились антибуржуазные ноты в пропаганде ЗЗ: не отвергая частной собственности, партия призывает бороться с «бесчеловечным капитализмом международной олигархии». Несколько изменилось и отношение ЗЗ к ЕС. Вначале оно было резко отрицательным: партия выступала за выход из Евросоюза и других международных организаций и соглашений. Тем не менее, партия старалась принимать участие в евровыборах. Когда же, наконец, греческим нацистам удалось получить места в Европарламенте, они стали активно использовать его как трибуну для продвижения своей партии и ее идеологии. Теперь и ЕС рассматривается в ЗЗ как инструмент для решения своих задач.

Растущая «уличная» активность партии дала повод к обвинению руководства ЗЗ в создании преступной организации, ответственную за множество разбойных нападений и несколько убийств. В сентябре 2013 года свыше 30 членов ЗЗ были арестованы по этому делу, а в июне 2014 года проходящие по нему парламентарии были лишены депутатской неприкосновенности. Тем не менее, популярность ЗЗ за это время только выросла, что видно по итогам выборов в Европарламент.

Любопытно отношение к ЗЗ греческих государственных структур и политической элиты. В греческих СМИ неоднократно появлялись сообщения о том, что ЗЗ имеет покровителей среди парламентариев от других партий, которые снабжают ее оружием, что полиция сознательно не реагирует на преступную деятельность членов партии и даже использует их в качестве вспомогательной силы во время массовых манифестаций и протестных мероприятий. По некоторым данным, на выборах 2012 года греческие полицейские массово голосовали за ЗЗ.

В прошлом Греция не имела опыта пребывания нацистов или фашистов у власти, хотя ей пришлось испытать на себе политику национал-социалистической Германии и фашистской Италии в годы Второй мировой войны. Существовавшие в стране диктаторские режимы, среди которых были и правоконсервативные, не имели прямого отношения к фашизму. Возможно, поэтому у греков не сформировался стойкий иммунитет к такого рода идеологии. Нацизм в Греции уже не шокирует, к нему привыкают. А сам он пробивается из маргиналов в мейнстрим: на парламентских выборах в январе 2015 г. ЗЗ сохранила третье место в общенациональном списке. 

Автор: Ольга Петрунина

Доктор исторических наук, доцент исторического факультета МГУ, специалист по истории Греции XVIII – ХХ веков, автор книги «Греческая нация и государство в XVIII -XX в.: Очерки политического развития» (М., 2010)