Российская Википедия приписывает авторство термина «педократия» знаменитому русскому философу Сергею Николаевичу Булгакову, который в своей статье в сборнике «Вехи» посвятил целый раздел столь уродливому, с его точки зрения, явлению, как культ молодежи в интеллигентской среде. Этот нездоровый культ в наилучшей степени отражает, по мнению философа, те качества интеллигенции, которые он называет «героизмом», противопоставляя их православному «подвижничеству». Занимая в сборнике «Вехи», наверное, наиболее правую позицию из всех семерых участников, Булгаков, тем не менее, подобно своим соавторам, доказывал, что все негативные черты интеллигенции в конечном счет работают на ее противников – на врагов освободительного движения.
Молодежный радикализм в этом смысле не исключение. «Молчаливое или даже открытое одобрение, с которым у нас смотрят, как наша молодежь без знаний, без опыта, но с зарядом интеллигентского героизма, берется за серьезные, опасные по своим последствиям социальные опыты и, конечно, этой своей деятельностью только усиливает реакцию». Сходясь почти дословно с тем, что писала против студенческой молодежи консервативная пресса, Булгаков все-таки сохраняет некоторую дистанцию по отношению к тем, кого, по всей видимости, относит к стану реакции – к публицистам круга «Нового времени», у которых, как мы покажем ниже, он и заимствует (без прямой ссылки!) термин «педократия».
Посмотрим, как появляется в статье «Героизм и подвижничество» это слово. Начнем с того, что оно фигурирует в тексте статьи всего один раз. Булгаков противопоставляет признанию старчества в церковной среде культ учащейся молодежи в среде интеллигентской: «И если в христианстве старчество является естественным воплощением духовного опыта и руководительства, то относительно нашей интеллигенции такую роль естественно заняла учащаяся молодежь. Духовная пэдократия – есть величайшее зло нашего общества, а вместе и симптоматическое проявление интеллигентского героизма, его основных черт, но в подчеркнутом и утрированном виде. Это уродливое соотношение, при котором оценки и мнения “учащейся молодежи” оказываются руководящими для старейших, перевертывает вверх ногами естественный порядок вещей и в одинаковой степени пагубно и для тех, и для других».
Обратим внимание на три важных момента, связанных с появлением этого термина (единственный раз в этой статье). Во всех пяти изданиях «Вех» выражение «духовная пэдократия» дано в написании через букву «э» оборотное, при этом оно набрано разрядкой и к нему дается подстрочное примечание: «Пэдократия – господство детей». Надо сказать, что далеко не все современные переиздания сборника сохранили аутентичное написание этого слова: в самом последнем, росспэновском издании «Вех» 2010 г. «пэдократия» исправлена на «педократию» – вероятно, как слово, однокоренное «педагогии» или «педиатрии». Между тем, Булгаков выбирает именно «э» оборотное, что позволяет допустить, что он вполне сознательно берет чужой термин, причем используя его именно в том написании, в каком он стал ему известен.
Изучение консервативной публицистики времени студенческих волнений 1901 г. дает вполне ясный ответ, у кого конкретно заимствует философ термин «пэдократия» и кто поэтому должен считаться подлинным изобретателем этого понятия.
Любопытно, что слово «педократия», образованное от двух греческих слов (pais, paidos – ребенок и kratos – власть, господство), родилось в контексте одной газетной мистификации. В своем фельетоне из цикла «Дома» в газете «Новое время» за 2 декабря 1901 г. регулярный автор этого издания, писатель, журналист и путешественник Сергей Николаевич Сыромятников, писавший под псевдонимом Сигма, повествовал о своей встрече с неким библиофилом, профессором П.М. Разумихиным, который показал ему фолиант из его громадной библиотеки. Автором книги якобы был малоизвестный греческий философ IV века, современник Фемистия, Ливания, Юлиана Отступника Сергий Бирсодепсид (что есть прямая калька с подлинного имени автора фельетона – Сергея Сыромятникова), а книга называлась «О пэдократии».
Ционглинский Я.Ф. Портрет С.Н. Сыромятникова. (1896. Холст, масло; 48,5 х 38,5). Национальный Музей, Варшава. (Выставлялся на 4-ой выставке “Независимых” в СПб в 1897 (кат. № 67. «Портрет Г-на Сигмы»)).
«Пэдократией», или «детоправлением», вымышленный греческий философ хотел дополнить типологию дурных типов правления по Аристотелю. «Пэдократия» наступает, когда «государством управляют малолетние». Точнее, когда старшие поколения перестают иметь влияние на молодежь, и власть захватывают те, кто умеет льстить молодежи и натравливать ее на «отцов города». Древний трактат так описывал наступление «пэдократии»: «Граждане города, погруженные в занятия, сопряженные с выгодою, или вследствие упадка добродетели и при преодолевающей силе страстей, роскоши и увеселений, перестают воспитывать детей своих, и дети начинают презирать своих отцов. Тогда в доме раб-педагог подвергается насмешкам, тогда отец встречает в сыне сначала пылкое неповиновение, потом насмешливое противодействие; тогда почтенные софисты (профессора) теряют всякое влияние на юношей, а софисты безнравственные начинают грубою лестью привлекать к себе тех, кои не руководятся еще разумом и не обладают опытом жизни. Тогда на площадях городов не слушают больше старцев. Когда те начинают убеждать, их перебивают. Когда те начинают упрашивать, их толкают и осыпают насмешками и оскорблениями».
В общем, ситуация могла показаться очень знакомой современникам Сыромятникова, в еще большей степени она может кое-что напомнить людям, живущим в наше время. На фельетон обратили внимание многие читатели самой популярной газеты того времени. В письме от 3 января 1902 г. Сергею Сыромятникову известный историк, византинист, тогда магистр Санкт-Петербургского университета Владимир Бенешевич, сознавая, конечно, что фельетон представляет собой мистификацию, интересовался у ее автора, на какие источники он опирался, сочиняя биографию Сергия Бирсодепсида:
«Сергей Николаевич!
Ваш фельетон в одном из номеров “Нового Времени” <…> был представлен мне моими друзьями для прочтения вместе с требованием ответа на вопрос, существовал ли в IV в. или вообще когда-нибудь такой писатель и его сочинение. Мне не трудно было ответить, что этим писателем может похвалиться Россия в наши дни, но Византия его не могла даже знать. Однако этот ответ не показался достаточно надежным в виду известного многим несовершенства в византийской библиографии и малого знакомства с историей византийской литературы. Для меня же самого, как особенно усердно занимающегося именно византийской литературой, представляет интерес только вопрос о том, имеет ли Ваша шутка основы все-таки в византийской литературе.
В виду всего этого осмеливаюсь обратиться к Вам с покорнейшей просьбой не отказать мне в соответствующем разъяснении, за которое буду глубоко признателен»[1].
Сыромятников в ответном письме от 6 января 1902 г. уведомил Бенешевича, что подлинным автором византийского трактата является он сам. «??????? ???????????? – это я сам и никакого византийского писателя я не имел в виду в изложении его трактата. Биографические о нем данные взяты из биографии ?емистия. Учение педократов-коммунистов взято у Пи?агора, педократов-буржуев из Аристотеля. Вот все, что было у меня под рукою. Остальное – плод знакомства с современною жизнью и начитанность в греческой литературе. Не могу скрыть, что мне было приятно слышать от многих лиц, знакомых с греческой литературой, вчерашнее изумление по поводу того, что какой-то византиец мог написать об общественных явлениях, столь близких к нашей современности. Один из таких развивал даже положение о повторяемости общественных явлений. А это – наилучшая рекомендация для мистификации <…>»[2].
Знакомство с позднейшей перепиской Сергея Николаевича Сыромятникова с известным востоковедом, академиком Василием Михайловичем Алексеевым, которую он вел в 1920–1930-е годы, когда сотрудничал с Ленинградским Восточным Институтом, позволяет сделать предположение, что книга «О пэдократии» была написана Сергеем Сыромятниковым и находилась в его архиве, то есть философ предполагал не ограничивать всю мистификацию рамками одного газетного фельетона. 14 января 1927 г., обсуждая новые революционные волнения в Китае, Сыромятников написал своему корреспонденту: «Я хотел бы прочитать Вам фантастическую книжечку ???? ????????????, которую я сочинил когда-то, ибо теперь в Китае и воцарилась пэдократия, диктатура новых невежд»[3]. Нельзя, конечно, исключать, что Сергей Николаевич имел в виду просто свой старый фельетон 1901 г. с цитатами из фиктивной книжки.
Отметим, что в письме 1927 г., как и в фельетоне из газеты «Новое время», слово «пэдократия» употребляется через «э» оборотное – как и в первой редакции статьи Булгакова. Между тем, после 1901 г. Сыромятников использовал для придуманного им слова более привычное написание – «педократия». Кстати, кроме слова «педократы», писатель ввел в том же фельетоне еще и термин «педоколаки», которым именовались «льстецы молодежи». В январе 1907 г. в газете «Россия», ставшей рупором правительства П.А. Столыпина, Сергей Сыромятников, уже не прячась за своим нововременским псевдонимом «Сигма», писал о том, что: «… Человек, у которого две морали и две умственные марки, одна для своих, другая для чужих, не может ничего создать, кроме зла. Двойственностью нравственной и умственной меры вносится в молодежь подлость, она развращается в своей молодой мысли, в своем молодом сердце. Я давно, под именем византийского ритора Вирсодепсида, писал против “педоколаков”, льстецов молодежи…»[4]
Наконец, в 1913 г. в той же газете он публикует статью «Наши педократы», в которой прямо называет себя человеком, введшим в литературу это понятие, причем еще «до войны и “освободительного движения”», в связи с общественной реакцией на студенческие беспорядки. В новом тексте Сыромятников указывал, что такое явление, как «педократия», распространилось уже не только в высшей, но и в средней школы. При этом консервативный публицист призывал бороться с ней не карательными мерами, а в первую очередь повышением уровня образования и с помощью «национального воспитания». Роль образования для противодействия нигилизму первостепенная: «Образование долго было у нас вопросом службы и куска хлеба, но из лично утилитарного оно сделалось вопросом национальным, вопросом самого существования Империи между двумя наиболее культурными странами мира: Германией и Китаем»[5]. Наверное, эти слова столь же актуальны и сегодня, когда само благополучное существование России между теми же «наиболее культурными странами мира» кажется еще менее гарантированным.
Сергей Булгаков, насколько нам известно, никогда так и не признал, кому он обязан термином «пэдократия»: если бы он прямо сослался на автора «Нового времени» и газеты «Россия», то дал бы интеллигентским критикам «Вех» основание говорить, что авторы сборника льют воду на мельницу Столыпина. Увы, к этому времени старые фельетоны Сигмы были основательно забыты либералами, а после 1907 г. кадетская общественность и тем более социалисты уже принципиально не читали консервативную прессу, если только она не звала к погромам и репрессиям. Сыромятников не звал ни к тому, ни к другому, но говорил об образовании и «духовной свободе». Это было не интересно либералам – наверное, и в этом равнодушии к здравомыслию одного из наиболее просвещенных консерваторов своего времени проявилась та самая болезнь, которую самый правый из «веховцев» назвал «величайшим злом нашего общества».
Мы возвращаем Сергею Николаевичу Сыромятникову долг уважения и памяти, републикуя полностью в разделе «Библиотека» два его вышеупомянутых фельетона о «педократии» – 1901 и 1913 гг.
Текст написан в соавторстве с Борисом Межуевым
[1] См.: ИРЛИ. Ф.655 (Арх. С.Н. Сыромятникова). № 3, Л. 1.
[2] См.: ИРЛИ. Ф.655 (Арх. С.Н. Сыромятникова). № 21, Л. 2.
[3] Архив СПб-ого филиала РАН. Ф. 820. О. 3, № 759. Л. 72.
[4] См.: Сыромятников С.Н. Книги и жизнь. III // «Россия», № 353, 21 января 1907. C. 2.
[5] См.: Сыромятников С.Н. Наши педократы // «Россия», № 2211, 27 января 1913. С. 2.