Незабвенный и гениальный Александр Зиновьев в своей работе «На пути к сверхобществу» в рассуждениях об управлении в обществе по одному из признаков выделяет два основных вида системы управления: гомогенную и гетерогенную.
Гомогенная система характеризуется порядком, вертикальностью, централизацией, волюнтаризмом и прямотой. Гетерогенная – деловитостью, приспособляемостью, регуляторностью.
Гомогенная система управления старается максимально контролировать все аспекты жизни общества и отдельных граждан. По возможности стараться не допускать того, что нельзя контролировать. По возможности ограничивать число управляемых объектов и сводить к минимуму число «точек» и акций управления. А также не допускать конфликтов между частями целого. В случае же возникновения таких конфликтов, отдавать предпочтения управляемости даже в ущерб интересам дела.
Гетерогенная система в свою очередь характеризуется максимальным невмешательством в деятельность объектов управления. В этой системе контролировать необходимо только такие «точки» управляемого тела, контроль над которыми дает возможность контролировать все тело, а количество таких точек должно сводится к минимуму. Если управляемое тело нормально выполняет свои функции, то мешать этому избыточным контролем не следует.
Неуправляемые явления допустимы, если они не вредят делу. В конфликтных ситуациях предпочтение отдается интересам дела, а не управляемости.
Можно констатировать, что в ЛДНР выстроена гомогенная система управления, которая имеет следующие характерные черты:
1. Жесткая централизация и сосредоточения неограниченной власти в руках одного человека (глав республик).
2. Ограничения на регистрацию политических сил (общественных организаций).
3. Запрет проведения митингов и других массовых мероприятий (кроме проводимых правительством).
4. Подконтрольность правительству всех СМИ.
Все министры без исключения и все главы местных администраций без исключения назначаются Главой республики. Для этого не нужно согласие парламента и что-либо еще. Таким образом, все властные полномочия сосредоточены на 100% в руках первого лица, имеющего абсолютную власть. И несущего всю полноту абсолютной ответственности за все происходящее.
В республиках существуют по две политических силы в каждой. «Донецкая республика» и «Свободный Донбасс» в ДНР и «Мир Луганщине» и «Луганский экономический союз» в ЛНР. Это также реализует на практике высокую управляемость процессами при сведении к минимуму количества «точек» и объектов управления.
Запрет на политическую и гражданскую активность выполняет функцию недопустимости неуправляемых явлений. То же можно сказать и о СМИ, деятельность которых строго регулируется государством.
Таким образом, сложившуюся модель управления можно отнести к гомогенному виду в самом чистом виде. Замечу, что в истории все страны, на территории которых велись войны, в том или ином виде стремились к гомогенности в системе управления.
Возьмемся теперь проанализировать экономический уклад, сложившийся или, правильнее сказать, складывающийся в народных республиках Донбасса.
На сегодняшний день проведена национализация республиками украинской государственной собственности. Это понятно, логично и по другому быть не может. Объекты крупной частной собственности пока остаются у прежних владельцев и кроме этого платят налоги вражескому государству Украина.
Этому есть масса объяснений.
Процитирую первого премьер-министра ДНР Александра Бородая: «Вот и догадайтесь, почему мы не взяли Мариуполь в сентябре месяце, хотя такие возможности были? Потому что – как он (Ахметов – прим. автора) может вытаскивать свою продукцию с террористической территории (по мнению Западного мира) Донецкой республики в Италию? Ну естественно – никак. Он не может ее оттуда вывозить. Соответственно, он должен возить с украинской территории, а единственным доступным ему портом (является) Мариуполь. Одесса уже нет. Одесские порты контролируются Коломойским, и он туда Ахметова не пустит никогда. Поэтому единственно возможный вариант, чтобы благополучно функционировал бизнес Ахметова, – это Мариуполь должен оставаться под жовто-блакитным украинским флагом.
Давайте представим, что мы национализировали предприятия господина Ахметова. Вот национализировали, все стало народное наше добро. И чего мы с ними делать будем? Везем продукцию в Италию и продаем?! Кому? Представьте представителей “ДНР”, которые постучались в офисе в каком-нибудь Милане и говорят: “Вот мы вам чушки привезли, 100 тысяч тонн чушек»…»
Объяснение вполне логичное. Донбасс – экспортоориентированный регион. В отсутствие собственных банковской и финансовой систем, интегрированных в систему международных платежей SWIFT, осуществлять экспортную деятельность возможно только через посредничество третьих стран и при помощи сложных манипуляций (применяя опыт Ирана в условиях многолетней экономической блокады).
Нам понадобились бы государства-помощники в деле экспорта наших товаров. Но даже если бы таковые нашлись, это не решило бы всех проблем и не устранило бы всех препон. Впрочем, объем статьи не позволяет подробно остановиться на этом вопросе.
В некоторых сферах процесс огосударствление активов уже начался. Создано несколько государственных предприятий, цель которых монопольно контролировать ту или иную сферу экономики (например рынки, автовокзалы и т.д.). Однако ни одно госпредприятие так и не выстроило полноценную и системную работу по реальной монополизации рынков, автостанций и т.д.
Среди политиков идет диалог. Одни настаивают на отъеме активов в государственную собственность. Другие предлагают государству воздействовать на данные сферы через систему лицензирования, аргументируя это отсутствием достаточного количества квалифицированных кадров у государства и коррумпированностью государственной системы (старая болезнь многолетнего господства олигархии).
Проведем краткий анализ новых элит (или новых-старых элит, так как новые лидеры часто и повсеместно опираются на старые сложившиеся элитарные кланы или их части).
Элиты в республиках складываются не вокруг идей жизненного уклада и борьбы идей и политических сил, представляющих эти идеи (собственно политических сил в ЛДНР нет как таковых). Новая элита в ЛДНР формируется на старых принципах захвата контроля над ресурсами и властными полномочиями, позволяющими этот ресурс наращивать. Уже сегодня то и дело в информационном пространстве появляются свидетельства того, что борьба за ресурс и власть идет полным ходом.
Сегодня пока сложно анализировать складывающиеся элитарные кланы, так как процесс находится в начальной стадии своего развития. Однако сразу могу сказать, что новые элитарные группы влияния не будут тождественны старым и не будут проукраинскими ни по связям, ни по иерархии. Именно анализ внутренней борьбы элит в ЛДНР позволил мне сделать окончательный вывод о том, что Донбасс никто не планирует «сливать», сдавать и продавать. Хотя других маркеров, говорящих о нежелании и невозможности «слить» также предостаточно.
Руководители ЛДНР не предложили пока проект государственного строительства, который ответил бы на многие вопросы о характеристиках политэкономической системы. Кому будет принадлежать собственность олигархии? Новым олигархам или народу? И если народу, то в какой форме? Какова будет политическая система формирования и отправления власти? Ведь всем понятно, что в нынешней неопределенной форме власть долго существовать не может.
Таким образом, складывающийся экономический уклад, судя по всему, сведется ко всем знакомому олигархическому капитализму. Вопросом остается только то, сколько олигархических групп появится в ЛДНР? Две (ЛНР и ДНР) или больше? Что делать с “возвращенцами” из числа представителей старых олигархических элит? Как преодолеть проникновение в руководство республик украинской и олигархической агентуры? Как избежать принципа разделяй и властвуй при построении системы государственной власти?
Об этом в следующей статье.