Археологи всегда казались мне людьми особого рода. Сродни морякам или геологам. Особый ритм жизни, ежегодные «уходы в поле», крайне кропотливая и даже нудная работа, длительное, временами даже чрезмерно длительное, ожидание чуда – там, в глубинах земли, борьба с природной стихией – нередко в чистом поле, вдали от достижений цивилизации.
Как у Гумилева – «Разве трусам даны эти руки, Этот острый, уверенный взгляд…» Своя субкультура. Свой язык, своя терминология, непонятная нередко даже историкам, не говоря уже о внешнем мире.
Именно это ощущение не оставляло меня все дни конференции, проходившей в Херсонесе с 24 по 28 июля 2015 года. Конференция называлась II Свято-Владимирские чтения и была посвящена 1000-летию со дня преставления Святого князя Владимира. В 988 году – если верить Повести временных лет – Владимир взял град Корсунь (византийский Херсон). В Херсонесе он крестился и женился на византийской принцессе Анне, породнившись тем самым с византийскими императорами.
Историки спорят – отчасти обсуждалось это и на конференции – был ли Владимир действительно крещен в Херсонесе, или же он крестился ранее в Киеве, а в Херсонес пришел за Анной. Византийский император обещал Владимиру отдать свою сестру Анну ему в жены в обмен на помощь в подавлении мятежа Варды Фоки, но за два года после выполнения Владимиром своих обязательства Анну в Киев так и не прислали. И тогда Владимир отправился завоевывать Херсонес – важнейший стратегический порт Византии в северной части Черного моря.
Вторая точка зрения сегодня популярна на Украине – якобы это связывает Владимира не с Россией, а с Украиной. Скажем, именно в таком духе 28 мая 2015 года прошла научная конференция «Наследие святого Владимира: Церковь, государство, общество», организованная Украинской православной Церковью. Открывая конференцию, митрополит Антоний, среди прочего, сказал фразу, довольно типичную ныне на Украине: «Наследие святого Владимира оказало решающее влияние на дальнейшую историю Руси-Украины. Память о Владимировом крещении и Свято-Владимирской эпохе всегда сохранялась в украинской культуре».
Оставим в стороне вопрос, что это за украинская культура в Х, или даже XI, или даже XII веке.
Даже если Владимир принял личное крещение не в Херсонесе в 988 году, а ранее в Киеве, то это, в общем-то, не умаляет значения его похода на Херсонес 988 года.
Именно из Херсонеса Владимир пришел на Русь с мощами, хоругвями, иконами, сопровождаемый священниками. Взяв Херсонес, он принес новую веру как победитель Византии и обладатель ее царевны. Именно из Херсонеса Владимир принес православную веру на Русь как веру государственную и отныне – народную. Именно в 988 году крещение стало государственным актом.
С этого времени православная вера во многом стала фактором, объединяющим политически раздробленные русские земли.
По одной из версий, почитание князя Владимира как святого начинается с 1240 года – тогда 15 июля (день преставления князя Владимира по Юлианскому календарю) Александр Невский одержал победу в Невской битве. Сложно переоценить значение той победы для национального духа – ведь это была первая победа русских войск после разорения русских земель монголо-татарами, когда русские князья не смогли выиграть ни одной битвы и отстоять ни одного города.
Еще любопытный факт. Спустя века, 22 сентября 1782 года императрица Екатерина II учредила орден святого Владимира «в поощрение службы военной и гражданской». Эту идею, как, впрочем, и многие другие, Екатерине II подсказал Г.А. Потемкин. Интересно, что учреждение этого ордена произошло в переломный момент – именно к сентябрю 1782 года стало ясно, что или Крым будет российским, или он будет тем же источником нестабильности на русских границах, каким он был предшествующие столетия.
Учреждение ордена Святого Владимира – того самого, который некогда осадил Херсонес и победил его – вероятно, наполнило подготовку к присоединению Крыма еще одним, символическим значением. Хотя, вполне возможно, сама Екатерина, поклонница античности и языческих богов, об этом и не думала.
С тех пор Орден Святого Владимира – один из самых почетных российских орденов. Орден Св. Владимира I степени занял место непосредственно за орденом Св. Андрея Первозванного – высшей награды России. Еще одно пересечение. Ведь, согласно легенде, именно Андрей Первозванный принес христианство в Таврику, в том числе и в Херсонес.
В 1787 году Екатерина II совершила путешествие в «полуденные страны России», посетив и Таврическую область. Императрица щедро раздавала награды — ордена Св. Владимира IV, III и даже II степени. А на Херсонском адмиралтействе в ее присутствии спустили на воду три корабля, один из которых получил наименование «Владимир».
Тем самым, так или иначе именем Владимира было освящено присоединение Крыма к России. Хотя тогда, в 1780-е годы никто еще не знал, где именно в Херсонесе крестился князь, да и даже местоположение древнего Херсона было определено неправильно.
Можно привести и множество других фактов, однако это будет лишь повторением уже написанного в № 1 историко-культурного альманаха «Самопознание», вышедшего под названием «Сакральная география. Места памяти. Крым».
Казалось бы, причем здесь это ощущение поля, знакомое всем, кто хотя бы раз в жизни бывал в археологической экспедиции? Как это связано с князем Владимиром? С 1000-летием со дня его преставления?
Связь эта, действительно, не лежит на поверхности. Однако она угадывалась во многих-многих выступлениях на конференции. Даже вопреки настроению некоторых докладчиков.
Подробнейшее обсуждение – на протяжении нескольких часов – монет, найденных при раскопках Херсонеса, может повергнуть в изумление любого неподготовленного слушателя. Какое имеет значение, помимо сугубо научного (то есть установления истины), выяснение того, как выглядели монеты, отпечатанные в Херсонесе, византийских императоров Романа I, Константина VII, Романа II, Василия II?
Оказывается, что имеет.
Установление правильной последовательности смены изображений на монетах (а разница между ними зачастую в угле наклона перекрестий и длине линий) позволит правильно датировать время разрушений, имевших место в Херсонесе. Потому что монеты – если я, как в общем-то не сильно подготовленный слушатель, поняла правильно – обычно находятся в слоях разрушения. А если правильно датировать время разрушения – то станет понятно, разрушал ли Херсонес Владимир при его взятии. Мнение о том, что Владимир причинил значительные разрушения городу, что в городе имел место сильный пожар, в литературе о Херсонесе уже устоялось.
Логические аргументы говорят против этого. Скажем, как мог креститься Владимир в разрушенном городе? Где жил он, его дружина, принцесса Анна в момент крещения и бракосочетания, если город в значительной своей части сгорел и лежал в руинах? Однако археологических доказательств того, что Херсонес был разрушен в более позднее или более раннее время, пока не найдено.
Или зачем изучать то весьма небольшое количество крестиков, найденных при раскопках Херсонеса? Ответ прост – их сопоставление с крестиками, распространенными на Руси в те же самые X – XII века, показывает их заметное сходство. А это, в свою очередь, позволяет поставить вопрос о том культурном взаимодействии, которое, видимо, имело место между византийской провинцией Херсонес и русскими княжествами (вплоть до Новгородского), и, возможно, – о наличии в Херсонесе в период после крещения русского населения. Сюжет, несомненно, важный. Но неизученный.
И таких сюжетов – не один и не два. Их великое множество. Работы у археологов – непочатый край.
Хотелось бы обратить внимание еще на одно обстоятельство. На открытии конференции, на пленарном заседании, рядом сидели представители двух ветвей власти города Севастополь – заместитель губернатора Севастополя Александр Пушкарев и глава постоянного комитета по градостроительству и земельным вопросам законодательного собрания Севастополя Вячеслав Горелов. Они выступали друг за другом и говорили во многом о схожих вещах.
Князь Владимир уже неоднократно помогал возрождению национального духа, скреплению общества и усилению государства в сложные исторические моменты. Пусть же и здесь его символическое присутствие поможет объединению не только ради работы над нашим прошлым, но и ради работы над нашим настоящим, а, значит, – и нашим будущим.