Бибикова Л.В.
Постмодернизм и ценностный кризис европейской исторической науки (№ 3, 2015)
В статье анализируется поворот европейской исторической науки к постмодернизму, его причины и последствия в контексте общественно-политических тенденций в развитии Европы последней трети ХХ – начала XXI века. В центре внимания – ценностный кризис европейской исторической науки, в первую очередь, философии истории, которая под воздействием постмодернизма отказалась от позитивистских представлений об объективности и истинности как основных ценностях исторического познания. В результате этого ведущие европейские методологи истории пришли к выводу, что новый смысл исторической науки состоит в установлении и поддержании общественного консенсуса по поводу тех или иных политических тенденций. В конкретных условиях начала XXI века это привело европейских историков к поиску исторических оснований единства Европы.
Ключевые слова: постмодернизм, философия истории, европейская историческая наука, историография, память, микроистория, лингвистический поворот.
Ванчугов В.В.
Идеологический эпизод в истории русской философии (№ 4, 2015)
TВ статье рассматривается один из эпизодов взаимоотношения власти и интеллектуального сообщества, представленного преподавателями философии императорских университетов и духовно-академической школы эпохи Николая I. В центре внимания автора «охранительные начала» министра народного просвещения С.С. Уварова и совокупность «ментальных реакций» со стороны ученого сообщества, выявление позитивных и негативных последствий «симбиоза» интеллектуалов и власти.
Ключевые слова: власть, право, государство, управление, идеология, пропаганда, патриотизм, философия, самодержавие, монархия, образование, воспитание, национальное сознание, университет.
Ванчугов В.В.
Образ Европы в «этнософических портретах» русских философов (№ 3, 2015)
Автор обращается к той части философского наследия, где российские мыслители рассуждают о национальных свойствах и качествах, о ментальных особенностях европейских народов, рассуждают о собирательном образе Европы, ее позитивных и негативных свойствах. Таким образом удается обозначить материал, который не только в прошлом, но и в настоящем влияет на формирование образов «иного», и показать роль интеллектуалов в создании стереотипов, принимаемых массовым сознанием, для которого они выступают как «формулы», объясняющие поведение оппонента.
Ключевые слова: этнософия, этнология, этнография, нация, ментальность, национальный образ, стереотип, коллективная душа, психология, мифология, философия, регионоведение, страноведение, геополитика, Европа, идентичность, самопознание.
Ванчугов В.В.
От «Острова» к «Крепости»: метафора как инструмент политического анализа и практической политики (№ 1, 2015)
Статья посвящена проблемам репрезентации идей в геополитике, в частности, использованию в этой дисциплине метафор, аналогий, сравнений, а также мифологизации идеологий. Для решения этой проблемы сопоставляются различные нарративы, приемы и техники производства знаний в области гуманитарного знания в целом и в политике в частности. Взяв за основу комплекс идей Вадима Цымбурского, автор рассматривает одну из его ключевых работ в контексте современных проблем, полагая наиболее актуальной темой «демонтаж» империи – обсуждение этого сюжета дает возможность заниматься «конструированием», проектированием ближайшего будущего.
Ключевые слова: политика, геополитика, история, философия истории, метафора, формула, герменевтика, миф, империя, власть, управление.
Гренье, Пол
Русский консерватизм и его восприятие на Западе через призму либеральной идеологии (№ 3, 2015)
Сначала автор акцентирует внимание на неприятии Западом попыток России определить свою национальную идею с опорой на собственную философскую традицию, заложенную еще в докоммунистическую эпоху. Следует учесть, что в настоящее время вряд ли стоит ожидать объективности или одобрения в оценке каких-либо действий российского руководства со стороны ключевых американских изданий. Вместе с тем, автор указывает на то, что неприятие, вероятно, вызвано временными политическими и идеологическими расхождениями, что дает повод с оптимизмом смотреть в будущее. Вплоть до 2014 года русская религиозная философская традиция была на Западе предметом всеобщего восхищения и считалась конструктивной. Сейчас же американская и европейская пресса зачастую противопоставляют российскому Realpolitik-курсу некие абстрактные идеалы, которыми руководствуется Запад, а не собственный политический курс, выстроенный на принципах Realpolitik. Наряду с этим в СМИ отрицается сама возможность того, что у России могут быть иные идеалы. Россия пытается выстроить свою систему приоритетов в консервативном ключе. По мнению автора, следует аккуратно проанализировать те категории, которыми она оперирует, а для этого – выделить идеологическое и неидеологическое течения в рамках и консерватизма, и либерализма. Он призывает интеллектуалов взять всё от русской философской традиции (то есть лучшее), а не ограничиваться частью идей. Автор отмечает, что для русского консерватизма характерно стремление подчеркивать особую роль привилегированного класса, то есть противопоставлять высшему классу «воинов» («стражей») «торговцев», как их называл Платон в своем диалоге «Государство». Но, по мнению автора, русская философская традиция включает как либеральную, так и консервативную составляющие, даже учитывая то, что в конечном счете она восходит к идеям, лежащим за пределами либеральной и консервативной мысли.
Ключевые слова: международные отношения, реализм, Барак Обама, демагогия, либерализм, консерватизм, идеология, русская национальная идея, Н. Бердяев, Г. Федотов, В. Соловьев, И. Ильин, Пьер Мане, Джейн Джекобс, «Государство» Платона.
Ионин Л.Г.
Проекты тотальной демократии: власть референдумов, интернет-демократия, «один человек – один голос» (№ 3, 2015)
Под тотальной демократией здесь понимается стремление снять проблемы и противоречия существующих систем представительной демократии путем максимизации равенства и обеспечения прямого доступа граждан к механизмам управления обществом. Рассматриваются предложения о создании «общества референдумов», об организации интернет-демократии и о совершенствовании эгалитарного принципа «один человек – один голос». Анализируются социологические и эпистемологические основания этих моделей. Делается вывод о том, что более перспективна консервативная установка, то есть использование наработанных в прошлые времена, на уже относительно далеких стадиях политического развития механизмов, учитывающих многообразные «партикуляристские» особенности политического процесса.
Ключевые слова: общественное мнение, референдум, научное знание, повседневное знание, цензы, сословия, универсализм, партикуляризм.
Козырев А.П.
Проблема человеческого достоинства в прошлом и настоящем русской мысли (№ 3, 2015)
Тема человеческого достоинства (dignitas) восходит к римскому праву. Из стоимости денежного знака «достоинство» превращается в фундаментальную категорию прав человека, а разное достоинство монет трансформируется в представление о неотъемлемом достоинстве, обусловленном равенством в правах. Если человек, по словам Протагора, является мерой всех вещей, то достоинство можно охарактеризовать как меру человечности. В системе прав человека человеческое достоинство реализуется и защищается правом человека на достойное существование. В русской мысли об этом праве впервые заговорил Вл.С. Соловьев. Отвечая на анкету французского журналиста Жюля Юре о социальном вопросе в Европе (1892), он писал: «Каждому человеку присуща внутренняя ценность, и он обладает неотъемлемым правом на существование, соответствующее его человеческому достоинству». Понятие достоинства является одним из знаковых в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000), упоминания о нем встречаются в главе Х «Вопросы личной, семейной и общественной нравственности». Ценность человеческого достоинства была отмечена и в документе «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (2008), непосредственно посвященном анализу концепции прав человека.
Ключевые слова: человеческое достоинство, нравственность, права человека, неотъемлемость достоинства, личность.
Козырев А.П.
У стен Херсонеса: русская философия и Крым (№ 3, 2014)
Статья включает три очерка, посвященных деятелям русской философской культуры, чьи судьбы тесно связаны с Крымом. Писатель, философ и публицист Константин Леонтьев (1831–1891) принимает участие в Крымской военной кампании 1853–1856 годов в качестве военного врача в Керчи. Он предлагает основать «учебницу естествоведения» в Никитском ботаническом саду. Николай Бердяев (1874–1948) испытывает глубокие экзистенциальные переживания, гостя в доме Евгении Герцык в Судаке в 1909 и 1910 годах. В 1914 году в том же доме оказывается идейный антагонист Бердяева Иван Ильин (1883–1954), возвращающийся на родину из Германии после начала Первой мировой войны. С местечком Олеиз под Ялтой связана творческая судьба С.Н. Булгакова (1871–1944), там он часто гостил в имении тестя. В 1909 году он теряет там трехлетнего сына Ивана. Это событие становится определяющим в жизни мыслителя. Священником приезжает в Крым Сергий Булгаков в 1918 году и создает там свои работы «Философия имени» и «Трагедия философии». В Крыму его посещают размышления о правильности историософского выбора России, он пишет диалоги «У стен Херсониса». Из Севастополя высылается он по постановлению ГПУ в 1922 году, навсегда расставаясь с Родиной.
Ключевые слова: эстетика жизни, историософия, ландшафт, интимность, свобода, дух, душевные переживания, имяславие, католицизм, большевизм.
Маслин М.А.
Классическое евразийство и его современные трансформации (№ 4, 2015)
Статья раскрывает содержание классического евразийства 1920–1930-х годов. Дана общая критическая оценка неоевразийства А.Г. Дугина. Неоевразийство создает искаженный образ классического евразийства, насыщенный мистикой, расизмом и агрессией. В то же время, на примере наследия А.С. Панарина, автор показывает интеллектуальный потенциал неискаженного классического евразийства.
Ключевые слова: евразийство, неоевразийство, ориентализм, геополитика, русское зарубежье, атлантизм, русофобия, мистицизм, конспирология.
Маслин М.А.
Константин Леонтьев и евразийство. Уроки русского консерватизма (№ 3, 2014)
Рассматривается влияние, которое оказало творчество Константина Леонтьева на формирование идейного течения евразийства в лице его основателей. Дана характеристика социальным условиям русской эмиграции, в которых происходило становление классического евразийства и которыми оно в определенной степени было обусловлено.
Ключевые слова: Константин Леонтьев, классическое евразийство, русское зарубежье, русский консерватизм.
Маслин М.А.
Европа и Россия: диалог о русской философии (№ 3, 2015)
Статья акцентирует внимание на недавней сенсационной публикации посмертных «Черных тетрадей» Мартина Хайдеггера, где автор подчеркивает необходимость расширения философского диалога Европы и России. Статья посвящена анализу оценки истории русской философии на Западе: от первого исследования Т. Масарика «Россия и Европа» (1913) до работ советологов и современных специалистов по русским философским исследованиям.
Ключевые слова: «Черные тетради» М. Хайдеггера, «Россия и Европа» Т. Масарика, русская эмиграция, русская философия за рубежом, советология и россиеведение, диалог России и Европы.
Матвейчев О.А
«Философия неравенства» Н.А. Бердяева – манифест либерального консерватизма (№ 3, 2015)
В докладе излагается концепция идеологических миксов. Анализируя содержание книги «Философия неравенства», автор показывает, что в ней Н.А. Бердяев выступает как носитель либерального консерватизма в чистом виде. Именно это обстоятельство обеспечило понимание и популярность этой книги в Западной Европе 20–30-х годов минувшего века.
Ключевые слова: «Философия неравенства» Н.А. Бердяева, идеологические миксы, либерал-консерватизм.
Поляков Л.В.
Вечное и преходящее в русском консерватизме (№ 4, 2015)
Статья посвящена выявлению и критическому рассмотрению смыслов терминов «консерватизм» и «консерваторы», присутствующих в русской философско-политической мысли второй половины XIX – начала ХХ века. В качестве исходного берется позднее определение Николая Бердяева, которое позволяет установить основную дилемму консервативного (само)определения: либо беспощадная критика «преходящего» с точки зрения «вечности», либо возведение всего наличного в статус «вечного». В рамках этой дилеммы можно проследить, как аутентично консервативные принципы и смыслы могут быть парадоксально выражены в различных и даже противоположных идеологических парадигмах. Неразрешимость этой дилеммы привела в имперский период к крушению консерватизма и гибели государства. Но она может быть разрешена в современной России за счет того, что базовые консервативные принципы выступают теми «духовными скрепами», которые объединяют «власть» и «народ».
Ключевые слова: консерватизм, либерализм, прогрессизм, реакция, революция.
Руткевич А.М.
Особенности русского консерватизма. Карта и территория (№ 4, 2015)
Русский консерватизм принадлежит истории европейской политической мысли, равно как и истории партийной политической практики в России XIX столетия. В статье последовательно рассматриваются этапы развития консервативной идеологии в странах Западной Европы и в России.
Ключевые слова: идеология, эпоха барокко, романтизм, консерватизм, реакция, либеральный консерватизм, политическая философия, карта, территория.
Тесля А.А.
Славянофильский «консерватизм»: между национализмом и либерализмом? (№ 4, 2015)
В статье рассматриваются особенности славянофильства как политической доктрины с 1830-х до 1880-х годов. Автор анализирует понятие консерватизма, его соотношение с основными аспектами политической доктрины славянофилов. Особое внимание уделено так называемому позднему славянофильству (1860–1880-е годы), логике его политического развития.
Ключевые слова: консерватизм, национализм, нация, славянофильство.
Хатунцев С.В.
«Консервация будущего»: гептастилистическая геополитика Константина Леонтьева (№ 4, 2015)
В статье рассматриваются проблемы, относящиеся к программе гептастилизма – комплекса идей К.Н. Леонтьева о новой «славяно-восточной культуре» – и связанные с ним геополитические ориентиры этого русского мыслителя.
Ключевые слова: гептастилизм, анатолизм, К.Н. Леонтьев, геополитика, «Восточный вопрос», Константинополь, «Восточный союз», история России, история русской общественно-политической мысли пореформенного периода, историософия.
Холмогоров Е.С.
В поисках утраченного Царьграда: Цымбурский и Данилевский (№ 1, 2015)
В статье исследуется влияние геополитических идей Николая Данилевского на Вадима Цымбурского, выявляются сходства и различия в подходе обоих мыслителей ко внутренней и внешней геополитике России. Идеи обоих мыслителей критически подсвечивают уязвимые пункты в концепциях друг друга. Разбираются национализм, панславизм и программа борьбы за Константинополь Данилевского, идеи Цымбурского об «Острове России», лимитрофном поясе, исходе «к своему Востоку», внимании к региону Новороссии. Автор статьи приходит к выводу, что ключевые проблемы, ставимые Данилевским и Цымбурским, не имеют чисто геополитического решения и требуют перехода в область хронополитики, рассмотрения цивилизаций как исторических и культурных, а не только лишь географических целостностей.
Ключевые слова: Данилевский; Цымбурский; геополитика; Константинополь; панславизм; национализм; Остров Россия; цивилизация; лимитроф; Сибирь; внутренняя колонизация; Новороссия; Константин Леонтьев; хронополитика; Византия.
Ципко А.С.
Пути советской интеллигенции к российскому консерватизму (О стихийном антикоммунизме, подорвавшем идеологические «скрепы» СССР) (№ 4, 2015)
Статья посвящена выявлению взаимообусловленности консерватизма, в том числе русского, и антикоммунизма. Исследуется идеология так называемой русской партии – течения советской общественно-политической мысли 1960–1970-х годов. Проводится ее сравнительный анализ с идеологией и политической практикой так называемой польской партии – сообщества польских интеллектуалов 1970–1980-х годов, возглавивших движение «Солидарность». Выявляются также отличия «русской партии» и так называемого шестидесятничества.
Ключевые слова: советская общественно-политическая мысль, «русская партия», консерватизм, антикоммунизм, шестидесятничество, «польская партия».
Черняев А.В.
«Теократический социализм» Н.А. Бердяева (№ 3, 2015)
В статье на основании анализа произведений Н.А. Бердяева 1903–1917 годов реконструируется выдвинутый им проект «теократического социализма». Демонстрируется сходство концепции Бердяева с идеологией европейской религиозной Реформации. Обсуждается вопрос об актуальности и применимости западного реформационного опыта в социально-исторических условиях России.
Ключевые слова: Реформация, Православие, теократия, социализм, революция, свобода, личность, новое религиозное сознание, Бердяев, Мережковский, Карташев.