Те, кто стрелял в Олеся Бузину, вряд ли читали его книги.
Вполне возможно, их не читали и те, кто руководил убийством.
Бузина был легкой удобной мишенью. Убить писателя у подъезда собственного дома легко и дешево.
Убить – как «пророссийского провокатора», «украиноненавистника», «антигосударственника» – на Бузину очень просто лепились всевозможные ярлыки.
А он не был на самом деле ни первым, ни вторым, ни третьим.
Бузина – хрестоматийный малоросс. Настоящий. Будто пришедший в современность по дореволюционным киевским улочкам. Но разве за это убивают?
Он откровенно не любил фашизм, ряженый в украинскую вышиванку, выползший из бандеровских схронов и вьющий гнездо в столице.
Но трибуном Бузина не был. И политической фигурой, зажигающей массы, не был тоже.
Был мастером слова.
Но не звал под свои флаги, не собирал армию, не руководил подпольем, не претендовал занять место в рядах лидеров сопротивления режиму.
Собственно, в Киеве вообще нет ни лидеров, ни сопротивления.
От Олеся Бузины не исходило никакой видимой угрозы для постмайданного режима.
Он эпатировал, мог вызывать неприязнь у тех, кто его не любил, но не был опасен.
Его книжка «Вурдалак Тарас Шевченко» вызывала шок у многочисленных адептов Кобзаря. Но ненавидеть Шевченко на Украине – это все равно, что ненавидеть Пушкина в России. Можете себе представить жестокое убийство за ненависть к Пушкину?
Но тогда почему он был убит – скандальный киевский писатель Олесь Бузина, мрачноватый циник, прекрасно знающий украинскую историю и умеющий нескучно, умно и с юмором писать о ней?
Сложно говорить о нем в прошедшем времени – «знавший», «умевший». Ведь тексты Бузины живы.
Ключевое слово, которое объясняет убийство, – «киевский».
В столице новой Украины не должно остаться писателей, отвергающих ценности, принесенные на киевскую землю еще в 2004-м и закрепленные переворотом 2014-го.
Имеющих собственное мнение о происходящем.
Рисующих образ совсем другой Украины, совсем не похожей на нынешнюю страну, которая так торопится похоронить свою историю – советскую, имперскую, да и Киевскую Русь тоже.
Новый украинец, созданный майданами, должен выкорчевать сам себя из почвы, которая питала его родителей, дедов, прадедов.
Один народ мало просто разделить – от украинской его составляющей требуется обрубить корни.
Подвиг нового украинца – совершить над собой акт членовредительства.
И, прежде всего, Киев как столица государства должен избавиться от облика советского города-героя, матери городов русских, центра православия.
Но само по себе это не случится, – требуется не просто толчок, а насилие.
От толчка результаты мизерные – не принимает Киев ни польско-галицийских традиций, ни новояза, ни бандеровщины с факельными шествиями, ни раскольника Филарета. Отторгает.
И Бабий Яр никуда не делся. И общая с Россией история – в каждом переулке, в каждом дворе, в каждом памятнике, будь то гетман Богдан Хмельницкий, генерал Николай Ватутин, Родина-мать или Ольга Киевская. А еще – в мостах, зданиях, станциях метро, вокзалах, вузах, храмах.
Чтобы получить другой Киев – город без прошлого – мало пропаганды, необходимо насилие. И террор в том числе.
В этом смысле вандализм боевиков ИГИЛ и киевского режима отличаются только по форме, но не по сути.
Разрушение древних памятников и осквернение могил – это ИГИЛ. Подрыв устоев православия, отрицание истории Великой Отечественной войны, запрет символов советского прошлого – это новые украинцы.
Если на щите монумента Родине-матери планируют водрузить тризуб и снести надгробный памятник освободителю Киева, Герою Советского Союза, генералу армии Николаю Ватутину, можно не сомневаться – скоро придет черед упасть и бронзовому Крестителю Руси Владимиру Великому. Если побоятся действовать открыто – спишут на оползень.
Разумеется, должны из Киева исчезнуть и люди – историки, писатели, журналисты – которые знают правду о прошлом и умеют ее рассказать. Ярко, доходчиво, образно.
Такие, как Олесь Бузина.
Требуется обеспечить их исход, бегство из нового Киева. А для этого проще всего развязать террор. Пролив кровь нескольких, запугать остальных.
Бузина – идеальная мишень. Он не просто инакомыслящий, он – носитель малороссийской идентичности. Пробуждающий ее в соотечественниках словом.
Из Киева в самое ближайшее время будут выдавливаться все, чья деятельность, творчество, образ мыслей представляют угрозу «огаличиванию» украинской столицы.
Государственный переворот 2013-2014 годов опирался на выходцев из Галичины. На майдан целенаправленно свозились жители трех западных областей. Они и составляли костяк протеста. Кроме того, за десятилетия независимости в Киеве угнездилась галицкая прослойка новокиевлян. Не секрет, что много лет подряд столичные вузы целенаправленно принимали, в основном, молодежь из Западной Украины.
Теперь же в Киев перебрались и махровые националисты, малоизвестная на Украине львовская партия вдруг оказалась в парламенте, по отдельным киевским округам в законодательное собрание избраны командиры карательных батальонов, в составе которых – сплошь и рядом оголтелые бандеровцы, да и «Свобода» получила депутатские мандаты.
Те же силы и такая же география – в Киевсовете.
Малороссийский православный Киев так же чужд всей этой публике, как и Киев советский, как и «матерь городов русских».
Они будут избавляться от такого Киева. Запрещать, разрушать и убивать.
Рубить корни. Одни за другими.
Они – варвары. Захватчики.
Желающие устроить жизнь в столице Украины для себя и под себя. Символы, дорогие сердцу малоросса, будут уничтожены.
Инакомыслящих обратят в бегство, посадят или убьют.
Олесь Бузина не был опасен политически.
Не лидер. Не трибун. Не подпольщик.
Олесь Бузина был частью корневой системы украинской столицы. Он имел талант словом подвигнуть своих читателей – многих киевлян – держаться за прошлое.
Его убийство – знаковое, хотя убийцы и не читали книг Бузины.
Тем, кто направлял руку убийц, необходим совсем другой Киев – оторванный от корней. Град обреченный.