Как в старом анекдоте про стройбат: «копай от меня до следующего столба!» И голосуй так же: от противного – до очень противного.
Политологи и пр. эксперты обсуждают что угодно, кроме действительно существенного. Составляют разноцветные схемы партийного представительства, подсчитывают, сколько мест теперь в Мосгордуме у «оппозиции»: было 7[1], а стало целых 20.
Между тем, наши политические партии вовсе не являются таковыми. На выборах их функция в основном транспортная. Подъёмник, с помощью которого можно попасть в список кандидатов, минуя панк-шоу с подписями[2]. Самая главная из этих номинальных партий (как бы правящая) в Москве фактически распущена за ненадобностью одним из своих руководителей (членом Бюро Высшего совета). Кандидаты от начальства на ходу переобулись в самовыдвиженцев, подбадривая себя речёвками «Мы не Единая Россия, мы команда Собянина!»
Это как раз существенно. Немножко не характерно для бюрократического государства, каковым является РФ.
Результат. Мизерная явка (менее 22 %) при назойливом зазывании сверху + активное голосование всё равно, за кого, лишь бы против. Эти два обстоятельства свидетельствуют об отсутствии массовой поддержки у городских властей. Почти 10 лет с энтузиазмом профессора Выбегалло[3] тратили ресурсы огромной страны на выведение в её столице нового человека, отдыхательно неудовлетворённого. Он должен был радостно просыпаться под звуки отбойных молотков и газонокосилок, чтобы круглые сутки гулять по широким как футбольное поле плиточным тротуарам. С премьеры Гоголь-центра на фестиваль памперсов (и обратно). Увы, в день выборов это существо либо продолжало культурно отдыхать вместо того, чтобы поддержать своего благодетеля, либо вообще голосовало за список Навального – в порядке дополнительного увеселения.
Лично меня как москвича это вполне устраивает. Если в новой Думе будет обсуждаться застройка заповедных территорий[4], Елена Шувалова не останется в гордом одиночестве против толпы взбесившихся застройщиков всего живого. Её хоть кто-то поддержит. Но то, что таких патриотов наберётся 20, – извините, не понимаю, с какого потолка свалилось. Тем более не разделяю эйфории по поводу зари свободы. Мол, сегодня 20, завтра все 40. Ещё не вечер, политтехнологии совершенствуются, вот-вот на смену «совковым» процедурам ручного подсчета бюллетеней повсеместно придет «электронное голосование», а в виртуальном пространстве, как мы знаем по опыту портала «Активный гражданин», начальству неприятные сюрпризы не грозят[5].
Но главное: реальных-то партий у нас всего две, лакея Молчалина (у которого начальство всегда право), и лакея Смердякова (у которого Россия всегда виновата). От неудачи первого выигрывает второй. Причем оба играют на понижение интеллектуального и нравственного уровня. Представьте себе депутата, который прорвался в политику «с земли» – через конкретные полезные дела. Сплоченного коллектива ответственных единомышленников у него нет. Оттолкнувшись посильнее от гнилой чиновничьей «вертикали», он закономерно оказывается – где? В зоне притяжения «Крым не наш».
Не могу не согласиться с главой Муниципального округа Тверской:
«Iakov Yakubovich В институциональном смысле разница отсутствует. Если человек лезет в карман за телефоном, чтобы посмотреть, за какого кандидата ему голосовать, какая разница, кто ему сказал, что нужно делать: начальник на работе или Навальный?»[6]
Между двумя лакеями, как между Сциллой и Харибдой, нет организованной политической жизни. Только отдельные граждане, сохраняющие замшелые представления о морали, в наилучшем случае – их дружеские сообщества, как группа А.М. Чалого в Севастополе.
И если в Москве можно радоваться неудаче Молчалина, то в Севастополе скорее «праздник общей беды». Группа Чалого так и не смогла оформиться во внятную политическую силу под знаменем, легко различимым со стороны. Даже по пенсионному дефолту не заняла ясной позиции, уповая на решение городских проблем через бюрократические интриги. На выборах чаловцы баллотировались под разными вывесками. Запутались сами – и запутали избирателей. В результате явно сократилось их представительство и соответственно, возможность противостоять хреновациям со стороны Молчалина и провокациям его зеркального антипода Смердякова. Насколько сократилось, покажет будущее. При этом явка составила 29,05% против 48,5% на предыдущих выборах в городской парламент. Что свидетельствует о глубоком разочаровании в российской политике как таковой. И это чувство будет только нарастать по мере того, как на полуостров прибывают с «материка» на запах бюджета всё новые дорогие гости, в ассортименте от застройщика до гопника.
Тем временем «ЛДПР победила на всех выборах в Хабаровском крае». Что за чудо? Почему в соседних регионах не отмечается ничего подобного? Всё очень просто. Именно в Хабаровске ЛДПР получила кресло губернатора.
Вот такая партийная жизнь.
Не надо путать вывеску с содержанием. Молчалин – не тождественно «Единой России». И он непобедим, пока «граду и миру» не предъявлено осмысленной альтернативы. Чтобы без «политтехнологий» собрать на участки больше 30 %, надо объяснить людям не только против чего, но и за что они голосуют. Показательно зияющее отсутствие плодотворных дебютных идей, вместо программ – наборы общих слов за всё хорошее, в которых непринуждённо соседствуют «борьба за экологию» со свободной парковкой.
Конечно, власть можно свалить и волной стихийного недовольства. Но тогда на развалинах восторжествует Смердяков, которым запросто обернётся вчерашний Молчалин – как в начале 90-х, когда секретари парткомов возглавили борьбу с коммунистическим тоталитаризмом.
Нам оно надо?
[1] Всерьез с мэрией конфликтовала только Е.А. Шувалова, единственный депутат МГД, осмелившийся голосовать против т.н. «реновации».
[2] Казус новоизбранного депутата от «Справедливой России» Александра Соловьева: «В партии, от которой шел на выборы Соловьев, также не знают о его местонахождении… Лидер московского отделения «Справедливой России» Александр Романович сообщил, что может охарактеризовать Соловьева положительно, однако, кроме этого ничего о нем не рассказал. На сайте партии никакой информации, кроме результатов голосования 8 сентября в Москве, о Соловьеве нет».
[3] Персонаж из романа бр. Стругацких «Понедельник начинается в субботу», специализировался на выведении монстров.
[4] Не шутка. «Для Битцевского леса, Измайлово, Царицыно, Сокольников и еще более 60 особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в Москве готовят нормативную базу по размещению в них «объектов капитального строительства». Соответствующие тендеры на сумму 630 млн руб., ». Даже не стесняются. Всё в открытом доступе. И тем не менее, находятся особи, готовые это защищать под флагом «патриотизма».
[5] Экспериментальная обкатка в некоторых округах в сентябре 2019: «Каждый второй виртуальный голос — за кандидата из «Единой России». Ни на одном офлайновом УИКе даже близко нет таких результатов».
[6] Я.Б. Якубович – представитель «Яблока». Пользуюсь случаем поблагодарить его за то, что помог спасти от уничтожения деревья возле моего родного дома на Каляевской (ныне Долгоруковской) улице.