Вчера стартовали первые кокусы – партийные собрания демократов, на которых они определяют кандидата в президенты. По опросам лидирует Берни Сандерс. – В Нью-Гемпшире с поддержкой в 29%. За ним следует бывший вице-президент США Джо Байден, у которого вдвое меньше поддержки избирателей – 14%. На третьем месте Пит Буттиджич с 13%, далее Элизабет Уоррен с 12%.
Почти все американские СМИ пестрят заголовками «Bernie Can’t Win» – «Берни не сможет победить». Якобы он настолько радикален, что это пугает рядовых демократов. Вспоминают и его поездку в СССР в 1988 году.
В отличие от 2016 года, когда множество людей по обе стороны думали, что Хиллари Клинтон ни за что не проиграет Дональду Трампу, ни один член Демократической коалиции теперь не будет в этом уверен. Враждебность к оппозиционной партии и ее кандидатам теперь достигла такого уровня, когда ненависть к чужим мотивирует избирателей по обе стороны намного больше, чем лояльность своим.
Иными словами, те же факторы, которые заставили республиканцев, зажав нос, голосовать за Трампа, теперь заставят сплотиться и демократов. Также не надо забывать, что демократов просто физически больше, чем республиканцев. Республиканцы выиграли ровно одно голосование по количеству с 1988 года, и выиграли они его (в 2004 году) всего на 2,4%.
Дональд Трамп набрал 62 984 828 голосов в 2016 году – больше, чем любой кандидат от Республиканской партии в истории. В 2008 году, когда население Америки было меньше, чем в 2016 году, Барак Обама набрал 69 498 516. Но Берни Сандерс – не Барак Обама, и у демократов более высокая планка в лице Трампа. Однако многие считают, что позиции Трампа хрупкие: достаточно вспомнить, что два из взятых им штатов – Висконсин и Мичиган – выиграли бы демократы, если бы Хиллари смогла обеспечить там явку, как у Обамы в 2012 году – всего в двух городах: в Милуоки и Детройте. Там нет никакой республиканской «красной стены». Есть только красный забор, говорят критики Трампа.
Относительно немногим избирателям нужен будет серьезный повод, чтобы не проголосовать за Берни. Более того, атмосфера двух кампаний будет сильно отличаться. Трамп будет продвигать антиутопию. Берни – утопию. Но ирония заключается в том, что социалист-демократ из Вермонта является зеркальным отражением плутократа-республиканца с Манхэттена. Они оба привлекают толпы, апеллируя к популизму и протестуя против влиятельных политических групп – тех, которые Трамп называет «вашингтонским болотом» – Drain the swamp. И, также как и сторонники Трампа, многие из сторонников Сандерса несут свои обиды против политического истеблишмента как почетное знамя.
Трамп использовал свою кампанию 2016 года, чтобы принизить всех республиканцев: от сенатора Джона Маккейна – кандидата в президенты 2008 года до Джеба Буша – сына и брата республиканских президентов. А сейчас Сандерс воюет с Хиллари Клинтон и Демократическим комитетом. Среди его сторонников «Bernie Bros» как молитва повторяется тезис о том, что Сандерс был обманут в результате выдвижения в 2016 году коррумпированными проклинтонскими силами. Они справедливо указывают на то, что Сандерс выиграл Демократические кокасы в Висконсине и Мичигане в 2016 году – и обвиняют Клинтон, которая все равно проиграла Трампу на всеобщих выборах. А Клинтон в новом документальном фильме о Сандерсе произносит сакраментальную фразу: «Он никому не нравится». Этот раскол между демократами действительно может ослабить антитрамповское движение демократов в ноябре.
Крайне левое крыло Сандерса проиграло большую часть промежуточных выборов 2018 года, в то время как умеренные демократы набрали достаточно мест, чтобы вернуть себе большинство в Палате представителей и инициировать импичмент Трампа. И они любят этим хвастать.
«Трамп переключил свои опасения по поводу переизбрания с бывшего вице-президента Джо Байдена на новую угрозу – Сандерса и бывшего мэра Нью-Йорка Майка Блумберга … Он также обеспокоен тем, что популизм Сандерса… непредсказуемым образом будет использован на всеобщих выборах», – пишет издание Intercept.
Это верно. Если Сандерс станет кандидатом от демократов, он победит как популист, который разрушил устои своей – на сей раз демократической партии – и призывает ее базу к восстанию. Вот почему кампании Трампа лучше остерегаться Сандерса. Ведь абсолютно та же самая политическая формула привела самого Трампа в Овальный кабинет.
Если Берни станет кандидатом от демократов, избиратели начнут верить, что их мечты могут стать реальностью, и они пойдут за ним, несмотря ни на что.
Либеральные СМИ в один голос твердят, что другие демократы имеют больше шансов победить Трампа. – Возможно. Но Берни вернул бы хотя бы некоторых избирателей из пригородов – тех, кто голосовал за демократов в 1998 году, а в 2016 проголосовал за Трампа. Сандерс действительно будет пугать консервативных избирателей, но не обязательно проиграет.
Америка – страна совершенно другая, чем в 1998 году. Обе стороны могут выдвигать ранее немыслимых кандидатов с реальным шансом на победу. Урок, который многие извлекли из трех последних президентских выборов, очевиден – компромиссный кандидат проигрывает. Искренность и преданность побеждает. А из всех кандидатов от демократической партии никто не внушает большего доверия и не вызывает преданность, как Сандерс. И невероятное президентство Дональда Трампа вполне может проложить путь к немыслимому президентству Берни Сандерса.
______
Наш проект осуществляется на общественных началах и нуждается в помощи наших читателей. Будем благодарны за помощь проекту:
Номер банковской карты – 4817760155791159 (Сбербанк)
Реквизиты банковской карты:
— счет 40817810540012455516
— БИК 044525225
Счет для перевода по системе Paypal — russkayaidea@gmail.com
Яндекс-кошелек — 410015350990956