Рубрики
Блоги

По следам последних героев

На вкус и цвет товарищей нет, тем более что дети-финалисты изо всех сил поют «взрослые» песни, мало им подходящие по всем пунктам. Очевидно — программ про детское пение было много, хоть ту же «Утреннюю звезду» Юрия Николаева вспомнить, но кончалось всё тем, что дети становились взрослыми. А во взрослом шоу-бизе надо петь так, чтоб все думали — ты успешен, известен, богат в конце концов и всем желаешь того же. Именно этому аплодируют девочки-тинейджеры, а вовсе не могучим вокальным данным певца. Так что, если мы хотим не учить детей плохому — надо менять опять-таки всю консерваторию, требовать любить искусство в себе, а не наоборот.

Тут у нас недавно голоса считали. Нет, не рейтинг доверия президенту. Этот показатель у нас все время растет. А если вдруг упадет — тут же пересчитают по новой методике и он снова вырастет. Считали голоса за юных певцов, за молодые дарования, что поют на конкурсе «Голос. Дети». Но вдруг решили их срочно пересчитать — не тот победитель, говорят. То есть кому-то слишком нужна была победа, и он за ценой не постоял.

Собственно, имена все известны, как в песне поется. «Тихо в лесу, только не спит Алсу». Мол, просит фанатов вписаться за дочку — вот и не спит Алсу. Как раз её дочка и победила, Микелла, но тут нагрянула ревизия и пересчет. И газетные заголовки «Микелла промахнулась». Ну Первый канал устами тов. Константина Эрнста извинился, раздал каждому из юных участников по миллиону рублей, чтоб никому не обидно. То есть победила дружба.

Однако народ все равно как-то сильно обиделся. Дескать как так, где же наше свободное зрительское волеизъявление и правила «фейр-плей»? Получается, что и дети и их родители не чужды волчьим законам шоу-биза и жаждут побед любой ценой, так что ли? Крах иллюзий, в общем.

А надо сказать, что как отмечал еще народный артист Сергей Юрский, у нас все давно превратилось в фирму, в том числе и театр. И хотя дети, не зная всех законов взрослого мира, пока еще пытаются петь искренне, но и тут проявляются наиболее продвинутые ученики, все схватывающие на лету. Конечно, удивительно, что многие поют на английском — кто-то правильно сказал, что в Англии никто не поет по-русски. Но это из-за стремления сразу к мировому успеху и Евровидению, наверное. Иноземные шлягеры исполняют так, что все покойные иностранные певцы в гробу переворачиваются, а еще живые сразу в гроб ложатся, от зависти, конечно.

Потом за детей берутся наставники, те, что кнопки нажимают, и морали читают. Бывало, что сам великий Градский требовал от исполнителей взрослого Голоса, чтоб они пели со всей так сказать искренностью, обожали музыку и все такое. Ну еще Леонид Утесов утверждал, что петь надо не голосом, а душой. Но такие требования сейчас редки, по крайней мере в трезвом виде, а большую часть времени на Голосе, к сожалению, все трезвые и даже излишне деловые, хоть и говорят, что без бокала нет вокала.

В молодости какая-нибудь наставница и могла, что называется позволить себе «подшофе» в кабаке подсесть к чужому мужу, представляясь гитаристкой,  но теперь у нее свой муж и ребенок, и зачем ей это снова, зачем ей это снова, как шутил сатирик, что дежурный по стране. И наставники, незабвенные учителя, учат тому, что умеют и чем всю жизнь занимаются, то есть добыче эстрадного успеха.

Ну что касается качеств пения победителей — тут мнения расходятся. Одни говорят, что у Микеллы вокал никакой. Другие — что вокал самое то, не хватает чего то другого – ну может наивности что ли. На вкус и цвет товарищей нет, тем более что дети-финалисты изо всех сил поют «взрослые» песни, мало им подходящие по всем пунктам. Но если копнуть глубже, то очевидно — программ про детское пение было много, хоть ту же «Утреннюю звезду» Юрия Николаева вспомнить, но кончалось всё тем, что дети становились взрослыми. А во взрослом шоу-бизе надо петь так, чтоб все думали — ты успешен, известен, богат в конце концов и всем желаешь того же. Именно этому аплодируют девочки-тинейджеры, а вовсе не могучим вокальным данным певца.

Так что, если мы хотим не учить детей плохому — надо менять опять-таки всю консерваторию, требовать любить искусство в себе, а не наоборот. Нельзя надеяться, что ребенок очень талантливый и вырастет знаменитостью, несмотря ни на что. Хотя, конечно, и великие были детьми. Даже Пелагея была ребенком, пела на книжной ярмарке на ВВЦ, и граждане требовали еще и еще и не верили, что это она поет сама. Но вот она уже сама учит детей, наставляет их, в общем все течет и меняется.

Кроме наставников есть и ведущие. Наиболее бессменный из них — Дмитрий Нагиев. Он и поздравит и утешит в случае проигрыша. Как сейчас помню, на Арбате увидел случайно человека, похожего на Нагиева, до степени смешения. Как сказал поэт, «человек, похожий на — о тебе поет страна». Народу рядом почти не было, но заметив меня этот похожий, в бандане, приосанился, выпятил грудь, уперев руки в боки, и посмотрел торжествующим взглядом Наполеона – покорителя Москвы куда-то вдоль улицы. Это был настоящий артист, ему нужен был зритель, даже один-единственный.

Вот его компаньон по телешоу Иван Ургант — тот, конечно, смотрит по-другому. Человек, похожий на Урганта и поджидавший кого-то у «Цирка дю Солей», посмотрел с высоты большого роста куда-то сквозь меня, его взор проходил, не задерживаясь на лице как свет далекого маяка. Надо сказать, что актеры пользуются профессиональными навыками и в обычной жизни. А уж на сцене просто блистают, да и вне ее — Нагиев сразу предложил переигровку в случае доказанной подтасовки. Он напомнил, что, мол, «онижедети».

В заключение этой повести уместен лозунг «Долой коммерцию на песенном фронте» – как мораль. Мы все уже давно присосались к мировой культуре, в том числе музыкальной, как рыбы-прилипалы. Мы смотрим европейские и американские фестивали и орем «можете не смотреть!» всем, кто возражает. Мы слушаем тех западных певцов, которые никогда не будут слушать нас, хотя, конечно, могут выступить за лимон баксов на корпоративе доморощенных олигархов. Мы хотим выиграть любой ценой и этому же детей учим, и им, как можем, помогаем. А если за руку поймают — тут надо сделать хорошую мину при плохой игре. И всем сразу в зубы по миллиону, а потом удивляются популярности «Ленинграда» с его Шнуром — тот хоть поет, что думает, обо всем окружающем. Но, граждане голосующие, помните, что это и правда игра. А то чего доброго поющие повзрослеют раньше времени, а ведущие поседеют. Не будьте слишком серьезны.

Слишком серьезны.

Автор: Андрей Баранов

Любитель историко-литературной пародии и твиттер-колумнист, автор пьес «Апельсиновый остров» (диплом «За современную политическую пьесу» конкурса «Действующие лица» 2006 г, вышла в журнале «Политический класс»)