Умер единственный советский спикер.
Когда я пишу эти строки, СМИ разнесли трагическую весть. Скончался Анатолий Иванович Лукьянов, однокурсник по юрфаку МГУ и близкий соратник Михаила Сергеевича Горбачева, сменивший его в должности председателя Верховного Совета СССР.
С Анатолием Ивановичем я имел честь познакомиться лично при следующих обстоятельствах. Как известно, 19 августа 1991 года советским людям объявили, что президент СССР, находясь в отпуске на госдаче в крымском Форосе, заболел. И в стране вводится чрезвычайное положение и создан Государственный комитет по чрезвычаному положению, а президентские полномочия временно переходят к вице-президенту Геннадию Ивановичу Янаеву.
В состав ГКЧП вошли первые лица государства и силовики по должности, а также несколько известных общественных деятелей. Лукьянов в него не вошел, он пытался всё ввести в конституционное русло. Однако всем было известно, что в последние месяцы между ним и президентом СССР возникли ряд принципиальных разногласий. Горбачёв, поддавшись влиянию “демократов” и номенклатуры союзных республик, начал Ново-Огарёвский процесс: переговоры с лидерами союзных республик о перезаключении союзного договора. Лукьянов же тревожился за судьбу СССР.
Помимо этого, Анатолий Иванович был последовательным коммунистом. Ему и в голову не могло прийти, как можно ликвидировать КПСС.
Короче говоря, очень скоро “демократы” объявили это “путчем”, а членов ГКЧП арестовали. Заодно с ними 29 августа был арестован и помещён в “Матросскую Тишину” Анатолий Лукьянов. Я тогда был корреспондентом отдела политики газеты “Коммерсантъ” и получил редакционное задание связаться с узниками “Матросской Тишины”, чтобы взять у них интервью.
Скоро я вышел на его дочь Лену Лукьянову, а она через адвоката передала своему отцу мои вопросы. Его письменные ответы были затем опубликованы в “Коммерсанте“. Лена тоже юрист, доктор наук, профессор. Она тогда преподавала на юрфаке МГУ. Лена несколько старше меня по возрасту, но удивительно открытый, демократический человек. Практически сразу мы с ней перешли на “ты”.
А ещё я вспоминаю творческий вечер поэта Осенева (псевдоним Лукьянова), который проходил в здании Союза писателей СССР на Комсомольском проспекте, 13. Этот вечер был организован редакцией газеты “День” Александра Андреевича Проханова. Но прокуратура РСФСР, разумеется, отклонила ходатайство адвоката, и творческий вечер прошёл в отсутствии автора. После творческого вечера мы почти все пошли к Лене домой пить чай. Благо жила она тоже неподалёку, на улице Льва Толстого.
В феврале 1994 года Госдума РФ объявила политическую амнистию, и члены ГКЧП, а с ними и советский спикер, вышли на свободу. А в апреле я был у Анатолия Ивановича дома в Хользуновом переулке в гостях, где я брал у него интервью уже лично. После интервью он вручил мне свою книгу “Переворот мнимый и настоящий” и сделал на ней дарственную надпись. Потом мы с ним неоднократно созванивались, и я часто брал у него комментарии по телефону. Был я у него и в Государственной Думе, где познакомился с его помощницей, её звали Бондаренко, кажется, Юлия…
А в начале 2003 я поступил на спецотделение юрфака МГУ и там ожидаемо вновь увидел Лену Лукьянову, которая читала у нас на I курсе лекции по конституционному праву России и вела семинарские занятия у нас в группе. Из её лекций я, в частности, узнал, что её отец был одним из ведущих авторов текста Конституции СССР 1977 года, где в преамбуле содержался термин “гласность” и где было объявлено о намерении советского руководства проводить референдумы по важнейшим общественно-политическим вопросам.
Позднее Лена перешла работать в Высшую школу экономики, а сейчас постоянно живет в Юрмале, а в Москве бывает частыми наездами… Книгу же, подаренную мне Анатолием Ивановичем, я принялся читать только год тому назад. Всюду носил её с собой и читал главным образом в транспорте. Дочитав её до середины, я в апреле где-то её посеял. Обратился к Лене, но она мне сказала, что Анатолий Иванович уже мало кого узнаёт и находится дома, не подходя к телефону…
Светлая Вам память, Анатолий Иванович! Вы были честным и идейным человеком, советским патриотом и преданным партии коммунистом!