Говоря с людьми и много читая во время пандемии (а что еще делать в это время?), я не мог не заметить – так или иначе, вопрос “заговоров” является навязчивой темой многих обсуждений.
Я не мог не воспользоваться гениальный фразой замечательного философа Мераба Мамардашвили для описания состояния умов: “Kакого диктатора я хочу?”. Я распространил эту фразу на более широкий социальный феномен – популярность конспирологических идей в современном мире.
У многих из нас проблема – какую теорию заговора я хочу?
Для того, чтобы понять конспирологию, надо сначала отделить все то, что не есть конспирология и не являлось ее предметом.
Я не помню, чтобы теориями заговора занимались дети. У них мир понятен и прост. Может быть, он и не всегда добр – но даже зло – оно очень конкретно. Также и точные науки не доставляют ни единого примера конспирологических мыслей.
Я никогда не читал никаких конспирологических идей по поводу всех областей математики, гидродинамики, органической и неорганической химии, теории элементарных частиц в физике. Я не помню никаких идей заговоров о теории полупроводников или сверхпроводников, ударных волн, теории твердого тела, теории клетки, или ботанике. Хирургия, офтальмология, анатомия, рентгеноскопия, метеорология или микробиология не представляют интереса для заговоров. Вся практическая инженерия – машины, станки, сельское хозяйство, нефтепереработка, химические производства, металлообработка, телефония, связь, программирование: я не знаю ни одной, даже отдаленно напоминающей теорию заговора ее интерпретации.
Представляете себе публикации на темы, скажем, такого типа: “Мировое правительство и органокислые удобрения”, “Заговор решить восьмую проблему Гильберта”, или “Сорос: щупальца к языкам программирования”?
Мне лично ничего подобного не встречалось. Мне не попадались материалы о теории заговоров в таких областях человеческой деятельности, как производство мебели, гвоздей, бумаги, тракторов, или чернильных ручек. Да и как это возможно? В практической деятельности нет места для спекуляций. Там все понятно – конкретный предметный опыт является совершенно неумолимым оселком, на котором оттачивается знание и интерпретация реальности. Опытное знание не оставляет места для спорных или идеологических восприятий таблицы умножения, рентгеновского фотоснимка или банки серной кислоты.
Нo вот всё недостоверное, не точно установленное, не проверяемое непосредственным опытом, всё тёмное, смутное, шаткое, спорное – все может являться и является предметом теории заговоров.
Никто никогда не создавал теорий заговоров о молодом парне, работающем на бензоколонке возле вашего дома, или об официантке в пригородной пиццерии. Все теории заговоров касаются богатых, известных или могущественных людей, или навязчиво направлены на темы богатства, известности, власти или могущества. Обсуждаются президенты и киноактеры, миллиардеры и международные концерны, банки и тайные сообщества.
Сама идея, что небольшая группа людей, рассеянная по миру, обладает титанической властью, силой, богатством и влиянием, и готова подмять весь мир под себя – имеет непреодолимую прелесть для конспиролога. Свое личное “Я”, влияние и ответственность становятся тогда ничтожно малыми…
Например, в Америке и во многих других странах, большое количество людей (больше половины) убеждены в том, что убийство президента Джона Кеннеди было результатом заговора. Гениальный американский финансист, миллиардер венгерского происхождения, еврей Джордж Сорос, является героем бесчисленного количества конспирологических сюжетов, как в Америке, так и в России, так и в Венгрии. В частности, его филантропические проекты интерпретируются самым странным образом. Что замечательно – конспирологические идеи о нем часто диаметрально противоположны друг другу.
Другая еврейская семья финансистов Ротшильдов также, как считается, стоит за кулисами “мирового порядка” или “мирового правительства”. Американскому госбанку (ФРС, Федеральной резервной системе) приписываются самые разноообразные зловещие цели и методы – в частности, то, что он принадлежит таинственным частным лицам и является орудием частного контроля за мировыми финансами. При этом люди, это говорящие, как правило, на сайт американского госбанка не заходят и на экскурсии там не бывали (это достаточно легко и совершенно легально).
В арабском мире, конечно, навязчиво обсуждается Израиль и Запад. Никто не замечает, что исламский мир насчитывает почти 2 миллиарда человек, и зацикленность на маленьком Израиле красноречиво говорит о состоянии занятых им умов. В Турции считается, что, конечно, никакого армянского геноцида не было, сама эта идея есть заговор против Турции, и что существует глубоко законспирированная сеть политиков и бюрократов, нацеленная на ослабление и расчленение Турции.
Во всем исламском мире думают, что есть глобальный заговор (которым управляют Америка, или Англия, или Израиль, или тайное правительство), направленный на ослабление моральных устоев мусульман, подчинение Западу и захват арабской нефти.
Между прочим, в России часть людей думают сходным образом… В России среди самых разных слоев населения популярны идеи о заговоре злого Запада по отношению к России – заговоре с целью расхищения её богатств, ее расчленения и полного политического подавления.
Безусловен явный фрейдистский и компенсаторный характер этих идей, направленный на власть, богатство и контроль. Люди чувствуют себя важными, коль они являются объектом конспирологических идей. Вспоминается сразу точный анекдот. Один еврей встречает другого и говорит: “Моисей Исаакович, почему это каждый раз, как я вас встречаю, вы читаете антисемитскую литературу?”. Тот отвечает: “Знаете, когда читаешь обычную литературу про гонения евреев – тоска берет. А здесь читаешь антисемитскую литературу – и душа поет, я знаю какие мы сильные, могущественные и богатые!”.
Нечто подобное происходит и в России. Если Запад и Америка так объединены против России – то мы, россияне, должны быть очень важны для мирового порядка. Все средства массовой информации России навязчиво (и, вероятно, отчасти даже и бессознательно) муссируют сравнения России – как правило, только с Америкой, очень редко с Европой или Китаем. Уважаемые политологи, социологи, философы и аналитики на все лады обсуждают планы Запада против России, прошлые, настоящие и будущие.
Явный компенсаторный характер тоски по недавнему имперскому прошлому, в котором Россия была сверхдержавой и претендовала на паритет с Америкой, жалок и совершенно бесплоден. Хотя, честно говоря, уровень полемики иногда поражает. Ведь помимо ядерных ракет и территории – мы не так уж впереди планеты всей… И это при том, что в Америке о России говорят достаточно немного. Американцы вообще очень заняты собой, своими делами, своей внутренней политикой, и внешний мир воспринимают как сквозь мутное стекло. Аналогии российского, турецкого (с мысленной тоской по прошлому Османской империи) и арабского (с желанием восстановить арабский Халифат) менталитетов совершенно очевидны. Вряд ли это та часть мира, к которой мы хотим принадлежать…
Явный компенсаторный характер есть, однако, лишь малая часть конспирологического сознания. Там скрыто гораздо больше. Как правило, люди, имеющие конспирологические идеи, тяготеют к сообществам и группам, любят делиться своими теориями, обсуждать и пропагандировать их. Более того, конспиролог – обычно прямо нуждается в подпитке своих идей внешним одобрением. В связи с этим очень интересна аналогия конспирологии и шизофрении.
Блестящая интерпретация шизофрении дана психологом и философом Виктором Франклом, основателем третьей венской школы психоанализа (“Доктор и душа. Логотерапия и экзистенциальный анализ”) и несколько похожа на клинические описания психиатра Курта Шнайдера. Люди, страдающие шизофренией, верят, что за ними следят или на них воздействуют тем или иным образом. Только тип и способ внешнего внимания отличаются от одного больного к другому. Некоторые клинические шизофреники уверены, что их письма читают. Другие убеждены, что их телефонные разговоры прослушивают. Третьи полагают, что они являются объектом чьего-то любовного внимания. Часть людей слышит звуки или голоса – которые как будто вкладываются в них внешней силой, некими механизмами или аппаратами. Некоторым пациентам кажется, что их снимают на кинокамеру.
Есть больные – я их лично встречал – верящие, что за ними следят некие агенты или недоброжелатели. Шизофреники в значительной степени воспринимают свои ощущения как нечто внешнее, навязанное извне, считают себя объектом действий других людей, переживают свои психические акты в пассивном залоге. Интерпретация Виктора Франкла, схожая с интерпретацией ряда других психиатров, состоит в том, что активное “Я” больного находится в дреме, в гипотонии, в подавленном состоянии. Но ведь именно это наблюдается у человека, поглощенного конспирологической идеей. Его собственное “Я” подавлено грандиозностью замыслов внешней монументальной силы, стремящейся захватить весь мир и навязать всем свою волю. Сама почти тщетность противостоять внешней силе и уменьшение своего “Я” явно намекает на схожесть симптомов шизофрении и конспирологии. У конспиролога эти симптомы, конечно, гораздо мягче – но существуют тем не менее.
Стремление конспирологов к группам имеет еще более глубокие корни. Зигмунд Фрейд, гений психоанализа, опирался, в частности, на известную книгу Гюстава Лебона “Психология масс”. Он уловил подавление личного “Я” в коллективной динамике больших иерархических сообществ, таких как армия. Коллективная динамика, будь то в армии или в толпе – сродни гипнозу и повышенной внушаемости. Теории заговоров тесно соприкасаются и взаимно переплетаются с альтернативным видением реальности. При этом, является ошеломительным, какую разнообразную форму эти идеи могут принимать. Очевидна регрессия психики, снижение интеллекта и способности мыслить критически и независимо. Реальность и фантазии начинают перемешиваться, как у детей. Взрослое и зрелое “Я” человека растворяется и подавляется. Люди, склонные к конспирологии, – склонны и к групповой динамике и проявляют именно это подавление личности. Конечно, проявления этого подавления не так сильны, как в настоящей армии и настоящей бунтующей толпе – но тем не менее реальны.
Сергей Довлатов, в своем талантливом романе “Филиал”, слегка карикатурно и чуть комично описывает одну русскую тусовку: “Почвенники испытывали взаимное отвращение, но действовали сообща. Либералы были связаны взаимным расположением, но гуляли поодиночке.” Довлатов использует слово “почвенники”, объединяющее людей “охранительной” направленности, условно в значении как зашоренных консерваторов, так и твердолобых коммунистов. Странным образом, это отображается и на предрасположении к идеям заговоров. Как правило, правые и коммунисты действительно держатся сообща (хотя иногда и отдельно, как “правые”, и как “коммунисты”), и действительно гораздо более охотно воспринимают такие идеи.
Да и понятно – образование с самого начала есть либеральный институт, направленный на пробуждение разума и воспитание критически мыслящих независимых индивидов. Современная экономика требует именно таких людей, и без них современное государство немыслимо. Образованные люди с либеральными взглядами больше ценят независимость и не так любят толпу. И обладают зачастую слишком болезненным самолюбием. Как результат, “либералам” и общую политическую программу принять гораздо труднее, как мы все знаем из печального опыта 90-х и более раннего 1917-го года.
Таким образом, правые и коммунисты (и в России, и в Америке, во Франции и Германии) находят более питательную среду среди малообразованных слоев населения, тем самым более склонны к “кучкованию” и предрасположены к идеям заговоров. Современные Соединенные Штаты, с президентом Дональдом Трампом, дают ясное подтверждение – правые совершенно погрязли во всевозможных, противоречащих друг другу, конспирологических фантазиях. Страна, экономящая на образовании, вначале будет более “управляема”, но в конечном итоге почти неуправляема: низкое или одностороннее образование большого количества людей в стране делает задачу будущих реформаторов почти безнадежной, как мы тоже хорошо знаем из опыта 90-х…
Современный мир неумолимо требует специализации. Он немыслим без заводов, фабрик, корпораций, банков, финансов, правительств, армий. В до-индустриальное время крестьянин жил натуральным хозяйством в изолированном архаичном мире своей деревни и был мало связан с внешним миром. В результате специализации и без широкого университетского образования, люди на нижних ступенях социальной лестницы получают достаточно одностороннюю подготовку к сложному внешнему миру. Одна часть психики развивается – но другие нет. Более того, многообразный, сложный, непонятный современный мир приводит зачастую к “архаизации” внутренних представлений – не в силах понять его, психика представляет внешний мир слишком упрощенно и агрессивно. Это универсальный механизм, пронизывающий все страны и континенты. Отчужденный от благ культуры, к чему может обратиться не очень образованный, но активный человек? К мыслям о “заговоре”…
Казалось бы – все неодушевленное – не является и не может являться предметом теорий заговоров. И однако – даже это не вполне так. Читатели будут смеяться – но есть группа людей, всерьез верящих, что Земля плоская. Они полагают, что есть глобальный заговор, призванный это скрыть. Есть люди, верящие, что Земля представляет собой полую сферу. Так что даже география не избежала участи быть объектом теории заговора.
Есть на Западе религиозные люди (я их лично встречал), искренне верящие – что Господь создал кости динозавров, чтобы проверить твердость их веры. Таким образом, и палеонтология попала в сферу внимания конспирологов. Перефразируя Льва Толстого о счастливых и несчастливых семьях, можно сказать, что научное знание – одно, процесс познания – един, а вот подмен знания и человеческого процесса его постижения – множество. Подобной же интерпретации подвергается вопрос о природе землетрясений и об изменении климата. Но что характерно: все эти идеи, даже в географии и палеонтологии, имеют явный антропологический характер, существуют только по отношению к людям и вне людей не рассматриваются.
Есть в теории заговоров еще более глубокие аспекты. Это вопрос совести и вопрос веры. Свобода совести предполагает в том числе – свободно выбирать предмет веры или неверия, быть атеистом или верить во Христа, Будду, Магомета, масонские ложи и ритуалы, в Сатану, Чарльза Дарвина, Зигмунда Фрейда, нашествие зеленых инопланетян или во всемирный заговор евреев. Пока предмет совести и веры является сугубо частным личным делом и практикуется за занавесками частной жизни – никому и дела нет. Никто не будет лезть к человеку и спрашивать его – что он там делает в одиночку. Это все равно что спрашивать про личную сексуальную жизнь или физиологические отправления – есть естественная граница, за которую люди обычно не переходят.
Но… откровенно говоря, много мы знаем таких одиноких верующих, самостоятельно исследующих пути духа? Как заметил Федор Достоевский про людей, в своей “Легенде о Великом Инквизиторе” в романе “Братья Карамазовы”: “… забота этих жалких созданий не в том только состоит, чтобы сыскать то, пред чем мне или другому преклониться, но чтобы сыскать такое, чтоб и все уверовали в него и преклонились пред ним, и чтобы непременно все вместе. Вот эта потребность общности преклонения и есть главнейшее мучение каждого человека единолично и как целого человечества с начала веков.”
Как только вера становится общим или общественным делом – вот тут и начинается странная человеческая каша. Основное противоречие свободы, в ее наиболее общепонимаемом смысле, предполагает сосуществование врожденной свободы каждого человека – и ограничения свой свободы этой свободой других людей.
Проблемы свободы не существует для отшельника в пустыне, одинокого рыбака в океане («Старик и море» Э. Хемингуэя), альпиниста-одиночки, или для Робинзона Крузо на острове. Проблема свободы – сугубо социальный феномен, связанный с другими людьми. Свобода совести, являясь одной из краеугольных камней современной цивилизации, имеет своими истоками социальную политику Александра Македонского, имперского Рима, Реформацию в Европе и Кодекс Наполеона.
Сама идея теорий заговоров – лежит на пересечении религиозного и социального. И это делает ее такой податливой ко всевозможным (неискренним) манипуляциям, вплотную примыкающим к обсуждению свободы.
Но Великий Инквизитор сказал и больше: “Есть три силы, единственные три силы на земле, могущие навеки победить и пленить совесть этих слабосильных бунтовщиков, для их счастия, – эти силы: чудо, тайна и авторитет”. Встретились мне однажды, в ресторане, лет 10 тому назад, две молодые девушки из какой-то секты, и стали уговаривать присоединиться к секте и войти в нее, указывая на якобы творимые там чудеса и говоря: «уж если подчиняться, то более сильному и могущественному». Когда я им сказал – что это чистое язычество и не имеет ничего общего с христианством – они меня не поняли, а жаль… Ведь это именно особенности конспирологического сознания. Не чудо ли – их представления, что есть единая организация, пересекающая континенты и океаны, страны и часовые пояса, разные культуры и языки, – и подчинившая себе все и вся? Конечно, это организация тайная – иначе какая была бы интрига, коль об этом можно было бы прочесть в утренней газете? И сам факт того, что власть, деньги и государственные структуры являются предметом этих теорий – квинтэссенция авторитета…
Какого поведения своей паствы хотел бы Великий Инквизитор? Конечно, пассивного. Конечно – коленопреклоненного стояния слабосильных бунтовщиков, невольников, мятежников, для их же блага. Сами эти потерянные создания не в силах выносить труд свободы. Замечательно, что теории заговоров ведут именно к такому поведению, к тому, что многие становятся абсолютно растерянными и пассивными. Да и – кому же верить? На свой собственный здравый смысл полагаться опасаются – образования мало, и в борьбу между холодильником и телевизором – книга не вмешивается. Более пассивная часть тонет в хаосе противоречивых обвинений, ища участия неких тёмных сил в каком-то зловещем темном заговоре.
Другая, более активная часть населения становится агрессивной и фашиствующей. Ведь они находятся на баррикадах Добра и Зла, где именно сейчас, в последний почти час, идет бой за овладение умами и душами. Так же как люмпенизированные немцы в Веймарской Германии стояли с плакатами: “Бойкот еврейских магазинов” – готовя для себя самих тиранию. Верящие в тайные силы – люди готовы сокрушить все навыки культуры и гражданской жизни во имя свержения непонятной тирании – подготавливая тиранию настоящую. Как совсем недавно 6-го января на американском Капитолии… Великий Инквизитор с тайным наслаждением глядел бы на это, думая – “Именно этого вы и заслуживаете и достойны”.
Это есть проблема личного выбора. Выбора всех нас. Выбора родителя и учителя. Откровенно говоря, я бы не хотел жить под “железной пятой” Великого Инквизитора. Тем более что в России это уже было, немногим меньше века назад. Поэтому пытаюсь думать сам. Иногда это не очень приятно, бывает… Идеи заговоров должны бы быть осмеиваемы. Мужественные люди способны сами взять свою судьбу в свои руки. Как иронически говорил герой фильма “Шырли-мырли” – “Работать надо!”.
_______________________
Наш проект можно поддержать.
53 ответа к “Какую теорию заговора я хочу?”
Для меня, как “специалиста по общим вопросам”, всякая частность – потёмки, в том числе и чужая душа. Поэтому о конкретных людях я сужу по себе – и, бывает, попадаю впросак.) Вот и вас не понимаю.