Во второй половине марта – первой половине апреля в трансформирующийся (пост)ковидный мир Глобального Севера пришло не только необычно раннее тепло – но и множество крайне интересных новостей.
Так, неизменный общественный интерес вызывают сообщения, связанные с политикой глобальных социальных сетей. К примеру, один из моих российско-британских коллег в начале третьей декады марта писал о том, что газета «Guardian … комментирует … правила для модераторов Facebook … из [которых] следует, что [Fb] «хочет разрешать обсуждение, которое включает критические комментарии в адрес людей, фигурирующих в новостях», включая «призывы к [их] смерти». Ну в общем-то ничего удивительно – ведь подобного рода призывы давно уже доминируют в реальном информационном пространстве. Правда, я вроде бы что-то слышал о закрепленной в принятых после Второй Мировой войны конституционных и международных правовых актах ценности человеческой жизни… Но, видимо, как говорил один из отечественных юристов – «обстоятельства изменились». Наверное, все уже забыли, почему все это было закреплено в государственном и международном именно после WWII? Забыли, как безнаказанные призывы к убийствам других людей стоили человечеству более 100 миллионов жизней? Нужно повторить?
Да, кстати о повторении. В начале второй декады апреля Русская служба «Голоса Америки» отреферировала доклад «Глобальные тенденции-2040» опубликованный Национальным Советом США по разведке. Оригинальный текст доклада, однако, куда интереснее реферата WoA. В докладе, в частности, красной нитью проводится мысль о том, что «несмотря на то, что сейчас мы имеем гораздо больше вопросов, чем ответов» передовое и прогрессивное учение «открытой либеральной демократии» бесспорно должно стать знаменем шествия человечества в (очередное?) «лучшее будущее». Что же такое до дрожи знакомое слышится мне, «старому пионеру (и комсомольцу)», в этих словах? А, вспомнил! «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно» (а верно оно, естественно, – потому что всесильно)! Кто бы спорил (действительно, посмотрел бы я на тех, кто осмелился бы в наших палестинах публично спорить с таким тезисом лет этак 35-40 назад)?
И кстати о палестинах. О Палестине (в смысле другого традиционного наименования Святой Земли), а паче того – о проблемах взаимоотношений между Государством Палестина и Государством Израиль. В котором как раз в начале апреля прошли «очередные внеочередные» парламентские выборы (четвертые за последние два года). По мнению местных политических аналитиков, вскоре видимо придется проводить пятые выборы, поскольку перспектив формирования правящей «коалиции “на горизонте” нет». Даже идея-фикс Биньямина Нетаньяху (присоединение к Израилю оккупированной долины реки Иордан) – почему-то не помогла ему получить устойчивое большинство мест в парламенте (равно как и симпатий в обществе).
Странно, не правда ли?
Наверное, не менее (и не более) странно, чем тот факт, что за более чем четверть века, прошедших с момента убийства, положившего начало палестино-израильскому мирному процессу Ицхака Рабина – многочисленные мирные планы Ш. Переса, Э. Барака, А. Шарона, Э. Ольмерта да и самого Б. Нетаньяху почему-то не смогли принести мир на многострадальную Святую Землю.
Мне, как человеку, немало работавшему в рамках различного рода процессов примирения на месоевразийском пространстве – приходилось изучать и осмысливать немало миротворческих инициатив, касающихся и сопредельных геополитических регионов (в том числе Большого Ближнего Востока). Применительно к решению «израильско-палестинской проблемы» разработано определенное число прекрасных планов, предусматривающих поистине филигранное разграничение территорий, продуманный правовой статус совместного израильско-палестинского управления Старым Городом Иерусалима в целом и/или Храмовой Горой в частности, и даже весьма интересные модели обмена территорией.
Например – передачу Палестине огромного (по меркам Святой Земли) пустынного района Халуца и связи его сухопутными коридорами с сектором Газа (вдоль границы с Египтом) и Западным берегом реки Иордан (путем передачи Палестине территориального «языка», тянущегося от Западного берега в сторону Беэр-Шевы и соединения этого «языка» с районом Халуцы посредством тоннеля или, напротив, моста-эстакады (с особым режимом совместного управления территорией, по которой будут проходить указанные сооружения). В результате подобного рода решений все части территории израильского и палестинского государств оказывали бы транспортно-связанными между собой (а при некоторых вариантах – даже примерное распределение территории обеих стран в целом соответствовало бы общему количеству евреев и палестинцев в мире).
В реальности, однако, масштабную социальную поддержку в сетевых медиа получают совсем иные «планы». Так, около года назад, один известный израильский общественный деятель (и каббалист) российского происхождения написал в Фейсбуке пост о том, как хорошо было бы, если бы все живущие между рекой Иордан, Средиземным морем и египетской границей арабы «внезапно» оказались бы … изгнанными в Синайскую пустыню! Причем автор этой «светлой» идеи вполне допускает, что в таком случае история может окончиться куда менее благополучно, чем в случае с изгнанием в пустыню библейского прародителя арабов Исмаила.
Но … «ведь Святая Земля – это наше (и только наше)» – восторженно восклицают в комментариях восхищенные новым «откровением» читатели. Я не знаю, помнят ли они об аналогичных планах в отношении евреев (например, о нацистском плане «высылки евреев на Мадагаскар») – и о том, чем в реальности закончились подобные планы… Зато все прекрасно знают, что зеркальный по смыслу лозунг о том, что «Аль-Кудс – наша (и только наша) земля» повторяют миллионы голосов на противоположной, арабской стороне. Конечном итогом такого «исключающего других» подхода, в данном случае, конечно, становятся не посты в социальных сетях – а стремление больных стариков, молодых женихов и невест, и даже детей «въехать в рай на поясе шахида». Ну что ж, как говорилось в известной отечественной рекламе – у каждой силы «свои методы работы с молодежью» (и не только с ней).
Ненависть, взаимная ненависть разъедает умы, сердца и души людей, живущих на Святой Земле. И уже не только евреев-иудеев и арабов-мусульман – но и многих православных греков, армяно-григориан и представителей других этносов и вероисповеданий сила этой ненависти опаляет так, что, к примеру, в Старом Городе (не только по моему мнению, но и по мнению многих других бывавших там людей) ее давление чувствует прямо-таки физически. Причем точно так же эта сила действует и во многих других странах Ближнего Востока.
В Сирии и Ираке, в Афганистане и Йемене разработаны не менее (а то и куда более) прекрасные с точки зрения технического исполнения планы государственно-территориальной реорганизации соответствующих государств, обеспечивающие национальные очаги и право на самоуправление всем наиболее значимым этническим и религиозным группам. Однако в этих странах до сих пор (в том же Афганистане – уже 42 года) идет война. Потому что экстремистские силы всех мастей и оттенков говорят: «Эта земля – только наша» – и миллионы их последователей верят им!
Применительно к Судану, например, в свое время существовали превосходно проработанные планы погашения всех внутрисуданских конфликтов путем преобразования страны в федерацию, состоящего из Северного и Южного Судана, Дарфура и Бахр-эль-Ахмар (побережья Красного Моря). Но в реальности (в том числе под прямым давлением внешних сил, обычно именуемых в российской дипломатической практике «нашими западными партнерами»), был избран путь сепарации Южного Судана (который немедленно после отделения превратился в охваченный теперь уже внутри-южно-суданской гражданской войной «дефолт стейт»). Ведь «эта земля только наша», правда же?
Да, собственно, разве в других регионах мира не стоит со всей остротой ровно та же самая проблема?
Как верно отмечал еще Жан-Поль Сартр, есть «мы» – а «других» (и их интересы) «мы» просто не желаем видеть и принимать во внимание (настолько, что, по словам Сартра, «другой» становится для таких «нас» столь же непереносимым, как … ад)!
Земное, посюстороннее имя описанной выше злой силы давно известно. Ее название кратко, просто и хорошо нам знакомо.
Это – эгоизм.
Кстати, во избежание упрёков в том, что это-де «принадлежащий прошлому традиционалистский взгляд на вещи» отмечу, что одним из лучших разоблачителей современного эгоизма является американский специалист в области медиа-коммуникаций, откровенный либерал, атеист, завзятый противник Трампа и трампизма и ярый сторонник Джозефа Байдена – одним словом, по всей видимости, идеологически полностью противоположный современному традиционализму американский писатель Райан Холидей. В своем недавно переведенном на русский язык бестселлере «Эго – это враг», он, в частности, пишет:
«Эго — это нездоровая вера в собственную важность. Высокомерие. Зацикленные на себе амбиции. Эго — это вздорный капризный ребенок внутри каждого из нас.
Эго — это настолько раздутое представление о себе и мире, что окружающая реальность начинает искажаться.
Миллиардер и многолетний руководитель корпорации ITT Гарольд Дженин сравнивал эгоизм с алкоголизмом. А один из первых участников содружества «Анонимные алкоголики» определил эго как «сознательное отделение». От чего? Да от всего!
Это отделение проявляется огромным количеством способов. Мы не можем общаться с другими людьми, если возводим вокруг себя стены. Мы не можем улучшить мир, если не понимаем его или себя. Нельзя получить обратную связь, если мы неспособны прислушаться к внешним источникам или не заинтересованы в этом. Нельзя распознать или создать возможности, если не присмотреться к тому, что перед нами — мы будем продолжать существовать в собственных внутренних фантазиях.
Эго было всегда. Но сейчас оно поощряется. Сегодня наша культура раздувает пламя эго сильнее, чем когда бы то ни было».
На первый взгляд кажется, что рецепт преодоления такого рода проблем человечеству давно известен. И озвучен он в том числе и классиком американской популярной психологии Дейлом Карнеги. В своей всемирно-известной книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» он чеканно вписал следующие, поистине великие, строки:
«Мыслители размышляли о законах человеческих взаимоотношений в течение тысячелетий и … вывели только одно важное правило.
Оно не ново. Оно старо, как история. Заратустр в Персии учил ему следовать. Еще 24 столетия (теперь уже 25 столетий) назад в Китае его проповедовал Конфуций и основатель даосизма Лао-Цзы обучал ему в долине реки Хань. Священные книги индуизма учили ему … и Будда проповедовал его на берегах священного Ганга за пять столетий до Христа.
Иисус суммировал его в единой мысли — вероятно, важнейшей в мире: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Это т.н. «золотое правило», разумеется, абсолютно верно, но … «если бы старость могла». К счастью, в данном случае «старость» – обратима!
Ибо в нашей ситуации роль «старости» играет пандемия COVID-19, о роли которой в глобальной трансформации я писал в начале этой статьи.
Самое страшное последствие этой пандемии – это не экономический спад во всем мире, и даже не политическая нестабильность в отдельных его регионах. Самое страшное – это всеохватывающий массовый социальный психоз, поразивший население многих стран мира. Открытое проявление этой проблемы совпало с началом COVID-пандемии. Разумеется, она сразу же получила и международное, и внутригосударственное управленческо-правовое измерение. Так, на Санкт-Петербургском Международном Юридическом Форуме 2020 г. руководители государственных органов различных стран обсуждали вопрос о том, что пандемия новой коронавирусной инфекции сопровождается и пандемией психических расстройств. Чуть позже рост числа таких расстройств был назван в числе крупнейших макроугроз в принятом летом 2020 г. указе президента США о проведении полицейской реформы.
При этом необходимо четко и ясно понимать, что понятие «массовый социальный психоз» — это не эвфемизм. Это подлинно массовое и что важно – индуцируемое и индуцирующее (то есть психически заразное) поражение психики, лишающее людей способности адекватно воспринимать действительность. В мировой психологии и психиатрии проблема подобно рода явлений была подробно исследована К. Юнгом, Р. Янгом и К. Ясперсом, а в российской – выдающимися отечественными учеными П. Ковалевским, В. Бехтеревым, Г. Россолимо и А. Александровым.
Впрочем, складывающаяся в современном мире ситуация, к сожалению, превосходит самые пессимистичные прогнозы гениев прошлого. В настоящее время, по оценкам специалистов, в мире имеет место самая настоящая психическая эпидемия неадекватности (аналогичная массовым психическим расстройствам во времена кровавого революционного террора, гражданских войн или нацистской диктатуры). Это подтверждается и социологическими данными, согласно коим, к примеру, в 2020 г. в число т.н. «ковид-диссидентов» входило, к примеру, до половины опрошенных россиян (и до двух третей французов). И это не удивительно – ведь все подобного рода т.н. «диссидентство» в сути и является психологически и психически ненормальной реакцией людей, при которой ответ на смертоносный вызов дается не в адекватной форме, а в виде пресловутой максимы «нраву моему перечить не моги».
Тот «самый вздорный капризный ребенок», который по словам Р. Холидея, находится внутри (такого) человека, говорит себе (и окружающему миру): «Как?! Неужели я буду изменять свои планы и идеи, подчинять свое поведение навязываемым мне извне ограничениям и не зависящим от меня внешним обстоятельствам? Да уж лучше я (и такие, как я) будем продолжать существовать в собственных безумных фантазиях!». Вот так массы людей и сваливаются в бездну «вольного безумия» – порождаемого тем, что, по словам покойного Збигнева Бжезинского, господствующая в мире культура в условиях доминирования опаснейших «гедонистских мотивов» давно превратилась в отсутствие всякой культуры (в подлинном, означенном еще Джоном Дьюи, смысле этого слова).
В силу вышеизложенного, с пониманием того факта, что коронакризис пришел «всерьез и надолго» (ведь даже в случае успеха в борьбе самим COVID-19 экономические, политические и социально-психологические и медико-психические последствия «черного лебедя 2020» будут определять нашу жизнь в течение еще как минимум нескольких лет) – крайне актуальным становится концепция «восстановления нормальности».
Представляется целесообразным выделить пять основных стадий, позволяющих восстановить нормальность в общемировом масштабе.
- Успокоение людей (вывод масс населения из состояния социального психоза). Эта может быть достигнуто с одной стороны – демонстрацией компетентности, твердости и успешности действий властей, а с другой – всемерным убеждением людей в том, что власти надежно защищают как их интересы, так и общие интересы всего человечества.
- Уяснение и признание ошибок прошлого. Англо-американская поговорка гласит «Если что-то пошло не так – вернитесь к тому [состоянию системы], когда все шло нормально, найдите ошибку, признайте ее и продолжайте путь». Продолжим же его на стезях сплочения, а не разделения!
- Восстановление позитивного и конструктивного социального мировоззрения масс людей. Когда ошибки будут признаны, а уроки извлечены – настанет время определять пути восстановления стабильности.
- Определение актуальных в сложившихся условиях целей и задач развития человечества. Ведь изменению обстоятельств должно соответствовать изменение целей и задач.
- Глобальная социальная мобилизация, которая должна быть направленная на решение помянутых новых задач и достижение новых целей.
Очевидно, что достижение указанных выше целей потребует слаженной совместной работы как минимум всех пятнадцати великих держав (в том числе – трех сверхдержав) современности.
И во имя этого властям одной из указанных стран стоило бы удерживаться от такого подлинно дикого, наполненного поистине сумасшедшим эгоизмом безумия, каковым является сопровождение предложения о направленной на формирование общей повестки совместных действий встрече на высоком (или даже высшем) уровне – практически одновременным введением против приглашаемых партнеров санкций (основанием для которых избираются в принципе недоказуемые обвинения).
Отказ от подобных действий – и есть начало реального лучшего будущего!
_______________________
Наш проект можно поддержать.