Состоявшаяся на прошлой неделе встреча Владимира Путина и Джо Байдена продолжает раскрывать свой незаявленный публично политический подтекст, превращаясь в новые информационные сюжеты и медиа-события. Де-факто, на этой встрече произошло признание права России на суверенитет и на отстаивание собственных интересов, не создающее масштабных угроз сообществу западных государств, которое стремится сегодня сформировать действующий президент США. Для России оставили приоткрытым «окно на Запад», проявив готовность обсуждать с ней те вопросы из глобальной повестки, по которым без нее не действительно обойтись.
Подобный результат саммита предоставляет руководству России возможность уточнить свои позиции, обратившись в первую очередь к российским гражданам и уточняя «внутренние нарративы».
Так, 22 июня текущего года Президент России Владимир Путин опубликовал в «Комсомольской правде» статью, посвященную годовщине начала Великой Отечественной войны. Подчеркнув трагический характер этой войны для народов СССР и нанесенный ею колоссальный ущерб, президент России особо отметил совершенное до этого германскими нацистами порабощение народов Европы, от которого последней едва удалось бы избавиться без подвига, совершенного солдатами Красной Армии.
При этом победа в Великой Отечественной войне описывается В. Путиным как ключевой момент новейшей национальной истории, на фундаменте которого строится в том числе и современное здание российской государственности. В то же время, миссия России, реализованная в противостоянии с нацизмом, по его мнению, выходит за рамки отстаивания уникальной российской цивилизации и права на исторический выбор. И не предполагает «антиевропеизма» и противостояния Западу как некой «враждебной цивилизации».
Президент России специально подчеркивает, что во Второй Мировой войне борьба велась не с немцами как с народом, а с нацизмом как явлением; вместе с тем он выражает благодарность союзникам по антигитлеровской коалиции за их вклад в это общее свершение.
Подчеркивая проявившуюся в годы Второй Мировой взаимосвязанность судеб России и Европы, Владимир Путин категорически выступает против ревизии итогов этой войны и недооценки вклада в нее СССР и России – поскольку это не только унижает память понесшего огромные жертвы народа-победителя, но и в очередной раз ставит под сомнение взаимосвязь российской и европейской цивилизаций.
Президент России особо отмечает особую объединяющую роль Западной Германии в судьбах послевоенной Европы – что не могло бы, по его мнению, никоим образом состояться без произошедшего в тот же период примирения народов России и Германии (имея ввиду обе части этой страны).
При этом как примирение европейских народов с Германией, так российско-германское примирение и последующее сближение являют, по мнению Путина, пример интеграции противоположностей – единственного пути, позволяющего избежать повторения трагедий в будущем.
Именно отношения СССР и России с ФРГ, как полагает президент России – от газового соглашения 1970-х годов до строительства «Северного потока» – представляют собой особенно яркий пример примирения бывших антагонистов, идущего на пользу всей Европе.
Оценивая современную ситуацию в отношениях ЕС и России, Владимир Путин призывает преодолеть инерцию Холодной войны в двусторонних отношениях – поскольку Россия в начале 1990-х действительно стремилась к «Большой Европе» с ее непосредственным участием, однако Запад не оценил ее устремлений, разрушив платформу для взаимопонимания вследствие одностороннего расширения НАТО на Восток и ряда других недружественных шагов. При этом российский лидер считает и сегодня возможным возвращение обеих сторон к проекту построения Большой Европы, объединённой общими ценностями и интересами, – к чему Россия была и остается готовой, усматривая в этом и свой долгосрочный интерес; вопрос лишь в готовности европейской стороны.
Президент России считает искусственным и надуманным двухполярный выбор, навязываемый сегодня Западом постсоветским странам – вместо эффективной и сбалансированной многовекторности, позволяющей последним избежать масштабных внутренних потрясений и выстроить разумный баланс во внешней политике.
В условиях, когда вся система европейской безопасности, по мнению российского лидера, сильно деградировала – необходимо воспользоваться возможностью вернуться к эффективной и взаимовыгодной кооперации, сформулировав общий ответ на текущие вызовы, и прежде всего на пандемию и вызванный ею масштабный социально-экономический кризис.
Россия, как подчеркивает Путин, продолжает выступать за партнерство с Европой – вопрос лишь в политической цене и конкретных формах. Таким образом, получив по результатам Женевского саммита пространство для политического маневра и цивилизационного самоопределения: Россия больше не воспринимается как часть Запада, и ее не призывают вернуться в его семью.
Москва видит это самоопределение в том числе и через выстраивание стратегических и стабильных отношений с Европой, призывая последнюю осмыслить уже имеющийся опыт двусторонних взаимоотношений. Жесткое разделение мира на два условных «полюса» не выгодно ни России, ни ее возможным европейским партнерам.
_______________________
Наш проект можно поддержать.