Рубрики
Блоги

Дары свободы

Когда Михаил Сергеевич подарил свободу, я сказал себе: что бы ни случилось дальше, я буду помнить добро – 1987 год. Потому что хороша свинья солёная, варёная, копчёная, но нехороша свинья неблагодарная. Людей можно понять: если не Горбачев во всём виноват, то кто? Физиономия в зеркале?

У В.В. Путина есть одно качество, которое признают за ним даже враги: он умеет быть благодарным, хранит доброе отношение к старым друзьям и вообще к людям, сделавшим ему когда-то что-то хорошее. Некоторым это не нравится: дескать, самая примитивная, дворовая мораль. А я скажу: лучше примитивная, чем никакая.

И прощаясь с Михаилом Сергеевичем Горбачевым, постараюсь следовать примитивной дворовой морали.

Хорошо помню середину 80-х. Бюрократическая машина пошла вразнос и принялась давить моих знакомых.

Юру Шевчука объявили «агентом Ватикана» за слова «Христос, мы за тобой». Жанну Агузарову взяли под стражу прямо на сцене во время исполнения детской песенки и потом мучили по тюрьмам, будучи не в состоянии даже объяснить, за что. И т.п. по всей стране, причем те, кто это правосудие творил – следователи, партработники, комсомольские журналисты – сами не верили ни в Бога, ни в Маркса, и выше всех святынь почитали иностранное барахло, к которому сами получали доступ через карьеру борца с «идеологическими диверсиями Запада».

В определённый момент сумасшествие прекратилось.

Людей перестали сажать за песни, книги и молитвы.

Выделю эти слова на всякий случай. Для ясного понимания, о чём речь. В каких ценностях мы принципиально расходимся с холопом, проклинающим слишком доброго барина.

А для историков уточняю, что случилось невероятное в России чудо – свобода – не в начале правления М.С. Горбачёва. Реальная Перестройка стартовала осенью 1986 года.

Чуть позже перестали сажать и за такие страшные преступления, как шитьё штанов, кустарное изготовление колонок и выращивание лишнего арбуза на приусадебном участке. Кто забыл – пересмотрите сериал «Следствие ведут знатоки», быстро наткнётесь на убийственную улику вроде неучтенного обрезка ткани, который по инструкции № 666-бис следовало выбросить, а из него злодеи пошили кукольный костюмчик.

Когда Михаил Сергеевич подарил свободу, я сказал себе: что бы ни случилось дальше, я буду помнить добро – 1987 год. Потому что хороша свинья солёная, варёная, копчёная, но нехороша свинья неблагодарная.

В 1988 г. мы проводили в Лужниках фестиваль памяти Саши Башлачева. Приставленные к эстраде чиновники прессовали уже не идеологически, а экономически, потом эту услугу назовут «рэкет». В разгар конфликта во Дворец спорта приехал секретарь райкома партии. По тем временам – хозяин района, причём центрального, государственно важного. Вы не поверите: с ним можно было разговаривать. Спорить. И мемориал Башлачева в итоге разрешили.

Такого не могло быть при Андропове-Черненко. И не стало при Ельцине. Специфика горбачевского правления.

К сожалению, с его подарком произошло то, что предсказывал В.С. Высоцкий:

Лили на землю воду,

Нету колосьев – чудо!

Мне вчера дали свободу.

Что я с ней делать буду?

Не правительство, не Коммунистическая партия, не чиновники, а страна находилась в абсолютном тупике. Все видели: дело плохо, но что предпринять, не знал никто, предлагаемые решения (слева и справа) были в лучшем случае иллюзорны. Аз грешен посвятил альтернативам распада большую статью «Цугцванг», так что не буду повторяться. Если бы даже какая-то волшебная сила перенесла из 90-х годов в 80-е точное знание того, что случится, и предостережение, чего ни в коем случае не делать, это изменило бы разве что вывески на учреждениях и имена действующих лиц. Например, место Чубайса занял бы Мавроди (См. фантастический рассказ В. Готовкина «Вот тебе обратно тропинка…»)

Совершенно не выделяю себя любимого. Стыдно вспоминать те прекраснодушные глупости, которые я тогда изрекал и подписывал. И чем стыднее, тем сильнее желание на кого-то переложить вину за то, как мы сами распорядились дарёной свободой. Образцово христианские позывы, особенно на похоронах:

«Нет у меня слёз и носовых платков для этого Иуды, гори в аду…» и далее километрами тупое однообразное «гав-гав-гав-гав-гав». Жанр, в котором как бы патриотическая тусовка оказалась неотличимо похожа на как бы либеральную.

Но их можно понять: если не Горбачев во всём виноват, то кто? Физиономия в зеркале?

Это Михаил Сергеевич внушал всем национальностям, начиная с государствообразующей и кончая самой маленькой, что соседние племена съели их колбасу. Он же лично обошел все кооперативы с воззванием:

– Мужики, хватит шить, паять и выращивать, бросайте эту байду и займитесь наконец обналичкой!

Он же навязал стране низкопоклонство перед Западом: миллионами голосов (мужских и женских) радостно распевал «Америкен бой, уеду с тобой!» И ведь дотянулся, проклятый аж до 2003 года, когда наше образование сделали болонским (и до сих пор не хотят возвращать в нормальное состояние ) И даже до 2012-го, когда акушерам навязали ВОЗ-овскую декреталию по обязательному выхаживанию с 22 недель (вместо 28). Калининградские врачи Елена Белая и Элина Сушкевич не вписались в евроинтеграцию и находятся за решеткой. Не при Горбачеве, не при Ельцине – сейчас.

Ребята – патриоты, может быть, вы сперва хоть что-то сделаете для освобождения соотечественников, которых арестовывают и сажают на основании иностранных методичек – как этих несчастных врачей или священника о. Андрея (Стребкова) – а потом продолжите облаивать Горбачева за то, что продал на Запад наш суверенитет и национальную гордость?

Но о чём я?

Воевать с уехавшим Галкиным, отставным Чубайсом и покойным Горбачёвым намного интереснее, чем решать какие бы то ни было реальные проблемы.

Последнюю свободу слова Михаил Сергеевич предоставил нам своей смертью: под предлогом Горбачева люди замечательно рассказывают о себе.

Автор: Илья Смирнов

Смирнов Илья (1958), автор книг по истории русского рока и не только. Беспартийный марксист. Поддерживал перестроечное «демократическое движение» до того момента, когда в нем обозначился курс на развал СССР

Добавить комментарий