Рубрики
Блоги

Блеск и нищета кордебалета

Вышедшие из одной большой и сильной школы, маленькие, но гордые, не желающие признать собственную несостоятельность будут всеми средствами пытаться доказать миру и самим себе, что причиной их неудач навеки остaнeтся чужая сила и идущая от неё несправедливость.

Расскажу я вам сейчас одну поучительную историю. На самом деле, про балет, но, как говорится, и в лавке сгодится.

Лет 20 назад, в скромном французском городке бывшая балерина, в силу возраста отступившая от профессии, буквально из ничего, кроме собственного таланта, энтузиазма и самоотверженности сколотила школу, продумала программу, придумала систему, хореографии, правила и костюмы. Само-орекламилась, собрала первых учеников, добилась помощи от местных властей с предоставлением помещения и начала серьёзную профессиональную деятельность в качестве директрисы и преподавателя балетa и современного танца.

Как большинство начинаний, первые годы были трудными и во всех отношениях заглотили несоизмеримо больше сил и собственных средcтв, нежели одарили доходами.

Школа, однако, не только оказалась жизнеспособной, но и довольно скоро начала приносить успех. Так иногда случается в этой беспощадной и нечувствительной к сантиментам жизни, когда сарафанное радио разносит качество и престиж таланта, значительно эффективнее, нежели дорогостоящая, но равнодушная реклама.

Через несколько лет, школа получила официальное признание и все типы засвидельствований, необходимых для почитаемых дипломов и рекомендаций.

Одна из выпускниц школы (назовём её Флорина), любимая, хоть и не самая талантливая ученица директрисы, всему обученная и дипломированная этой самой директрисой, по окончании обучения и получении сертификата, решила взлететь на собственных крыльях, а не оставаться на подхвате, в качестве преподавателя всё той же школы.

Желание нормальное и стремление похвальное для любого творческого человека, спору нет. Кто ж оспорит, истину, утверждающую что плох тот ученик, который не превзойдёт своего учителя.

Значительно хуже, если не превзойдёт.

Флорина, как я уже упомянула, хоть и была прилежна, послушна и трудолюбива, большими талантами не блистала и вне руководства благоволящей ей директрисы оказалась профессионалом весьма посредственным.

А вот амбиции в ней проснулись не по таланту и даже не по характеру. Злые языки поговаривали, что сама по себе она, скорее всего, и не ерепенилась бы, а так и осталась бы в соответствии с уровнем способностей и характера, на вторых ролях, всё в той же школе, не науськай её долго и усердно собственная мамаша, вдолбившая в её средней хорошести головку, что наставница её не даёт развернуться таланту, всячески зажимает и затушёвывает индивидуальность и что сама по себе она заблистает в одночасье, как только вырвется из под гнёта своей первой учительницы.

Что Флорина и поспешила осуществить, при мощном финансовом содействии всё той же мамаши, поддержке родственников и энтузиазме знакомых.

Флорина открыла частную балетную школу в соседнем городишке, по дружескому послаблению получила бесплатное хорошо оборудованное помещение и установила тарифы на обучение, не выдерживающиe никакой конкуренции. Переманила к себе всеx недовольных слишком строгой политикой директрисы, не пускающей на самыe видные партии мало способных учениц, а также учениц с избыточным весом. Что, заявила Флорина, категорически противоречит равенству и братству, а также догмам политкорректности.

Флорина лично переговорила с родителями всех обиженных, обещая, что в её новой школе подобная ситуация никогда не станет возможной: каждая ученица, даже с самыми скромными способностями, получит возможность солировать на сцене и чувствовать себя звездой.

Нужно ли пояснять, с каким энтузиазмом родители недооцененных балерин позабирали своих детей из школы строгого режима и ломанули в школу всеобщего равенства талантов и способностей?

Сама Флоринa, вместе с друзьями и роднёй, лично обошла все окрестные учебные заведения, раздавая завлекательные бумажки-флайеры с рекламой, одинаково напирая на “гуманную селекцию”, справедливый раздел славы и (особенно!) на тарифы обучения, вне всякой конкуренции.

В результате всей этой бурной деятельности и широких обещаний, к началу учебного года, школа Флорины собрала у себя добротную охапку скошенных как попало и где попало трав, цветов и прочей растительности, в то время как школа её бывшей наставницы и директрисы оказалась на грани катастрофы, с щепоткой самых сильных, но, увы, немногочисленных учениц и целый год проработала себе в убыток, только чтобы удержаться на плаву до самого важного отчётного спектакля.

А вот дальше всё пошло, как в сказке – чем дальше, тем страшней.

Продержавшись первый год на голом энтузиазме и «убыточных доходах», лицом к лицу с недобросовестной конкуренцией, в крайне сложных условиях, с горсткой самых преданных учениц, школа директрисы одним махом взяла все призы на самых престижных конкурсах и была отмечена самыми серьёзными организациями.

О ней заговорили, записали в прессе, зашептались в окрестностях.

В школу снова потянулся народ и субсидии местных властей. Её репутация постепенно, но верно затмевала все ближайшие «светила», порождая новых желающих и новых недовольных.

Поскольку, несмотря на трудные времена, снизить требовательность в отборе и продвижении эта школа так себе и не позволила, а потому, репутация её продолжила расти и расцветать, новые недовольные не замедлили появиться, расплодиться и начать “вершить правосудие” соответствующими своему менталитету способами.

Регулярно засылаемые на спектакли “казачки” воровали оригинальную хореографию, которую воспроизводила в своей политкоректной уравниловке способностей начинающая серьёзно озлобляться Флорина, дела которой, меж тем, не улучшались.

Ворованные идеи не помогли Флорине ни стать талантливее, ни продвинуть собственную школу на желанный уровень благоденствия.

Флорине ничего не оставалось, как в очередной раз применить другого рода силу, нежели позволяет здоровая конкуренция в любом виде творчества или коммерции.

Силу так называемого “чёрного пиара”.

По окрестностям поползли некрасивые слухи, a в администрации соответствующих учреждений полетели интересные письма об агрессивном поведении неполиткорректной жестокой директрисы и незаслуженной репутации её “коррумпированной школы”, мешающей расцветать всем соседним цветам…

Если вы ожидаете, что история эта, после традиционного нагнетания страстей, уже в следующих абзацах разразится безусловным счастливым для талантливых и порядочных людей финалом, увы, я не смогу вам этого гарантировать.  Не только потому что история настоящая и ещё в процессе.

Но ещё и потому, что в жизни все благополучные, чересчур быстрые и счастливые финалы всегда приходят очень ненадолго.

После блестящих побед на Олимпийских играх или бурных оваций замечательным спектаклям всегда возвращаются унылые и суровые будни, полные тяжких трудов, нелепых ошибок и происков завистников.

На круги своя снова липкими пластами укладываются заботы, проблемы, редкие похвалы, частые сплетни, малые радости, крупные неприятности, сдержанный восторг и густой чёрный пиар самого низкого, гадкого, но едкого и коррозивного пошиба.

Tак будет всегда, это нужно принять и к этому следует быть готовым.

Вышедшие из одной большой и сильной школы, маленькие, но гордые, не желающие признать собственную несостоятельность будут всеми средствами пытаться доказать миру и самим себе, что причиной их неудач навеки остaнeтся чужая сила и идущая от неё несправедливость.

«Это не я ворую хореографии, – заявила Флорина подоспевшему корреспонденту, – Это она захватила чуть не все возможные вариации и монополизировала самые лучшие идеи, потому что у неё старее репутация и больших размеров помещение!»

Собственно, в этом и заключается разница между большой звездой, годами калечившей ноги о суровые подмостки, завоёвыя репутацию собственной кровью, и расплывчатой массой всемирного кордебалета, желающей доказать, что и жабу можно раздуть до размеров быка в рекордные сроки, пользуясь той же техникой.

Отметьте, напоследок, что все совпадения и опознания в этой истории, разумеется, случайны, ни в коем случае не преднамеренны и совершенно – совершенно! – непредсказуемы.

Но басню о лопнувшей лягушке, которая тучностью хотела превзойти быка всё-таки перечитайте. Там не про балет.

Автор: Елена Кондратьева-Сальгеро