Рубрики
Статьи

Полный шаббат невозможен

У ближневосточного конфликта нет решения, которое устроит всех. Израиль должен сделать окончательный выбор между плохим и очень плохим сценарием. Всем так или иначе эмоционально вовлечённым в этот конфликт стоит хотя бы немного успокоиться и пойти на взаимные уступки с пониманием, что перед лицом Ангела Смерти худой мир надлежит предпочесть доброй ссоре.

С 7 октября 2023 года человечество вновь можно разделить на два лагеря. Если власти и mainstream Израиля считают необходимым уничтожить ХАМАС, то их оппоненты, особенно многочисленные в странах, где большинство жителей являются мусульманами, хотят наоборот – уничтожить Израиль. При этом руководство России стоит на принципиально равноудалённой позиции. Пожалуй, нет ни одного столь животрепещущего вопроса современной геополитики как вопрос об извечной еврейско-арабской войне. Ему одному посвящены целые библиотеки и терабайты. Я убеждён, что здесь нельзя верить на слово никому: как евреи горазды рассказывать сказки, так и сказки народов Востока знает весь мир.

Я доверяю только тому, что видел своими глазами или слышал своими ушами, но исключительно из первоисточника.

Я сам побывал в Израиле в апреле 1996 года. За две недели объездил его практически весь, разговаривал с разными людьми и вынес из этой поездки массу ярких впечатлений, от которых и буду отталкиваться в первую очередь. Я побывал практически во всех крупный городах Израиля. Так же полдня провёл в Кумране, на территории Западного берега реки Иордан. Но там, по понятным причинам, моё внимание максимально концентрировалось на уникальном памятнике древности, а не на особенностях жизни палестинского населения. Я много времени провёл в Ашкелоне, где жила пригласившая меня мамина школьная подруга тётя Аня.

Но я никогда не был в секторе Газа.

Итак, в субботу, 7 октября 2023 года, аккурат в 50-ю годовщину войны Судного дня боевое крыло палестинской политической партии ХАМАС, контролирующее сектор Газа, приступило к проведению операции «Наводнение Аль-Аксы». После массированного обстрела ракетами Кассам территории еврейского государства около тысячи бойцов ХАМАС проникли из сектора Газа во всем соседние израильские поселения, убив там порядка 1300 человек, как военных, так и гражданских, и забрав в плен более 200 человек, как военных, так и мирных. В общей сложности в плен попали граждане 32 государств, включая Россию. Особенно значительный урон потерпел фестиваль электронной музыки, проходивший в ту субботу в прилегающем к палестинскому анклаву израильском городке Сдерот, значительную часть которого составляют российские репатрианты. Бойцы ХАМАС уничтожили с десяток израильских танков Меркава (что в переводе с иврита означает «колесница»), им также удаётся пробивать систему израильских ПВО «Железный купол».

Моему хорошему знакомому, отдыхавшему в Израиле с женой и двумя детьми нежного возраста, повезло вылететь в Москву буквально накануне событий. Он теперь благодарит интуицию своей жены, настоявшей на том, чтобы обменять билеты на более раннюю дату (первоначально им предстояло вылететь 8 октября). Притом, сперва мой знакомый с семьей поселился как раз в средиземноморском курорте Ашекелон. Но жена потом его призвала переместиться на 86 километров к северу: в город Нетанью, тоже расположенный на Средиземном море в центральной части Израиля. Тот знакомый мне постоянно звонил из Израиля и говорил о том, что в этой стране неизменно жарко, а дни настолько похожи друг на друга, что у него возникало ощущение, «будто время стоит на месте». А совсем незадолго до обратного вылета он побывал в Сдероте на фестивале электронной музыки.

Вспоминаю, как однажды в Москве в конце мая 1992 года я отправился тёплым, практически летним днём с большой группой еврейской молодёжи под предводительством нескольких религиозных активистов отмечать в какой-то роще иудейский праздник Лаг ба-Омер. Мы развели костер и стали плясать. При этом религиозные активисты громко выкрикивали вопрос: «Вы евреи?». На что мы с возрастающим энтузиазмом во весь голос отвечали им: «Да!» Таким образом в нашей постсоветской стране происходил процесс национального и конфессионального возрождения евреев, которые тоже чувствовали себя дискриминируемой группой граждан позднего СССР.

Должен подчеркнуть, что в Израиле невозможно понять, кто в группе молодых людей, одетых в штатское, является военнослужащим, находящимся в отпуске, а кто нет, так как в Армии обороны Израиля (Цахал) часто предоставляют отпуск военнослужащим, а уж по субботам – святое дело. Напомню, что в еврейском государстве с момента его созданий в 1948 году существует система всеобщей воинской обязанности: каждому еврейскому юноше и каждой незамужней девушке по достижении 18 лет предстоит отслужить установленный срок в Цахале (мужчинам 2, 5 года, а девушкам – 2 года). После этого они поступают в резерв, где офицеры остаются до 45 лет, а остальные – до 40. Резервистов ежегодно призывают на военные сборы, который длятся до 45 дней, а в случае объявления состояния войны, могут поставить под ружьё, как сейчас. Если молодые люди по достижении 30 лет не исполнили воинскую обязанность, то их ждёт разбирательство, по результатам которого их привлекают либо к дисциплинарной, либо к уголовной ответственности. Прочие граждане Израиля нееврейского происхождения могут служить добровольно. Кроме того, стоит обратить внимание на принцип международной общественной организации Amnesty International, согласно которому не могут причисляться к нонкомбатантам поселенцы, участвующие в боевых действиях.

На иврите субботу называют «шаббат», что переводится как «покой». Это единственный день в неделе, название которого заимствовали у евреев почти все языки, включая русский. (Названия прочих дней недели западноевропейские языки взяли у древних римлян, и они обозначают, чаще всего, имена различных римских богов. Пожалуй, английский составляет единственное исключение, где субботу тоже называют на манер древних римлян Saturday, что восходит к римскому «дню Сатурна»). В субботу жизнь верующих евреев окружена множеством религиозных предписаний, большинство которых носят запретительный характер. В этот день нельзя работать, ездить на транспорте, прикасаться к деньгам или замыкать электрическую цепь. Многие израильтяне накануне субботы выключают свои мобильные телефоны… Также для понимания ситуации я должен отметить, что израильтяне склонны к расхлябанности. Например, значительно опоздать на встречу в Израиле в порядке вещей.

Правительство и значительная часть общества Израиля рисуют события 7 октября как ничем не спровоцированный варварский налёт на мирных граждан. Примерно в духе моего знакомого, который описывал израильскую повседневность вплоть до этих событий как состояние полной безмятежности, «словно время остановилось». Конечно, ни один разумный человек не может оправдывать действия ХАМАС в этот день. Но необходимо понимать, что имевшееся положение вещей их решительно не устраивало. Очень важно особо отметить, что борьба арабского народа Палестины с израильскими оккупантами идёт непрерывно с момента создания еврейского государства в 1948 году, то ненадолго затухая, то вновь вспыхивая. Например, когда я был в Израиле в апреле 1996 года, ЦАХАЛ проводил операцию «Гроздья гнева» в отношении базировавшейся на юге Ливана шиитской организации Хезболла. Но прежде соотношение жертв интифады было совершенно иным: если число погибших израильтян никогда не превышало сотни, а зачастую было заметно меньше, то с противоположной стороны обычно гибло до двух тысяч человек. (Естественно, если речь не шла о полноценных войнах между Израилем и арабскими государствами).

И ещё впервые бойцы ХАМАС вооружены не прежними «калашами», а американскими автоматическими винтовками M16A1. Мне довелось видеть эти винтовки в апреле 1996 года во время моей двухнедельной поездки в Израиль. Тогда они состояли на вооружении ЦАХАЛа, а поскольку солдаты, когда проходили через толпу, часто невольно задевали окружающих длинными стволами, то эти винтовки израильтяне в шутку прозвали «меа слихот» — «тысяча извинений». Можно строить различные предположения, как эти американские штурмовые винтовки попали в руки бойцов ХАМАС. Одно из возможных предположений: их оставили американцы при поспешном удалении из Афганистана, а уже афганские талибы передали оружие единоверцам. Но вполне возможно также, что это то самое оружие, которое поставляли США и Израиль на Украину, а оттуда ручейки оружия растекались далее. Я не вижу оснований говорить о неправдоподобии и предположения, выдвинутого должностными лицами официального Киева: мол, это оружие на поле боя захватила российская армия, а затем передала ХАМАС.

В ответ на операцию «Наводнение Аль-Аксы» правительство Израиля призвало в течение 48 часов более 300 тысяч резервистов, а ЦАХАЛ, чья штатная численность в мирное время составляет 176, 5 тысяч военнослужащих, получив пополнение, приступил к операции «Железные мечи» с целью войти в сектор Газа и уничтожить ХАМАС. «Мы боремся с людьми-животными и действуем соответственно», – цитирует главу израильского минобороны газета Times of Israel. С тех пор пошла уже третья неделя, но наземная фаза этой операции всё не начинается. Однако под огнём израильских ВВС счёт арабских жертв уже давно превысил счёт еврейских. По сообщению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), на утро 24 октября 2023 года, число погибших в секторе Газа составило 5. 087 человек, около двух тысяч из них дети, к этому следует прибавить 95 погибших палестинцев на Западном берегу реки Иордан, всё как обычно.

***

Однажды, в апреле 1996 года, поздно вечером после прогулки по одному из древнейших городов Израиля, существующему непрерывно по меньшей мере с 1500 года до нашей эры, который на иврите сейчас называют Акко Атика (Старый Акко), я вышел к автобусной остановке и стал дожидаться рейса до Хайфы, одного из крупнейших городов Израиля, расположенного в 23 километрах к югу от Акко. В Хайфе тогда жили мои родственники, бывшие одесситы. Там уже сидел в ожидании автобуса новобранец в солдатской форме с табельной автоматической винтовкой М16А1. Мы с ним разговорились: у него, оказывается, евреем являлся только отец, а мать – русская (то есть он официально не считался евреем), Прежде жил с родителями в Ленинграде. (Вообще в строе солдат, нередко маршировавших по улицам Израиля, бросались в глаза явно славянские лица). Этот солдат мне пожаловался, что, когда он гулял по узким улочкам средневекового Акко, стоявшие на крыше арабские мальчишки принялись его забрасывать камнями (ну, совсем как вели себя античные евреи-зилоты в отношении римских солдат, по свидетельству историка Иосифа Флавия). «Я чуть не пустил в них в ответ автоматную очередь», – сказал бывший ленинградец. На что я выразил своему собеседнику недоумение и сообщил, что в России сейчас значительно строже относятся к расходу боекомплекта. В ответ солдат вытащил из своего рожка боевой патрон и вручил его мне в качестве сувенира…

Когда я был совсем маленьким, родители мне сообщили, что мы евреи. Немного повзрослев, я стал искать в книгах информацию о еврейских традициях. Так лет в 13 я откопал в родительском книжном шкафу изрядной число советских пропагандистских брошюр против сионизма и иудаизма. Прочтя эту литературу, я понял, что абсолютно всё, что отличает евреев от не евреев, сводится к нашей религии. Я тогда рос, как и многие образованные горожане позднего СССР, зоологическим антисоветчиком. И, читая в «Пионерской правде» гневные материалы с обличением «израильской военщины», я из чувства протеста я стал считать себя сионистом. Но при этом я никогда не верил в бога: мои родители были атеистами, как и деды. Но я счёл себя обязанным восстановить образ жизни своих набожных прадедов исключительно в порядке политического протеста. И понадеялся, что если я буду соблюдать религиозные предписания, то постепенно у меня в сознании зародится и религиозная вера.

В Израиль я полетел, надев на голову чёрную кипу («кипа шхора», лишь несколько позже мне объяснили израильские друзья, что такую кипу носят только иудеи-фундаменталисты). В Иерусалиме я попал в компанию религиозной молодёжи. Эти люди, в частности, по субботам ходили молиться на hа Котель («Стену плача»). Отправившись с ними, я увидел, что туристам, желающим на неё посмотреть вблизи, нужно пройти через рамку металлоискателя. Но ведь верующему еврею нельзя по субботам замыкать электрическую цепь! Поэтому нас пропустили к стене, позволив обойти стороной ворота металлоискателя. Я до сих пор не могу понять, что мешает какому-нибудь экстремистски настроенному гражданину, притворившись набожным евреем (благо у нас с арабами нет никаких антропологических отличий), пробраться со взрывным устройством к святому месту и совершить там теракт.

Кстати, тогда тоже шла интифада. В частности, люди на улицах, затаив дыхание, слушали по радио новости об очередных обстрелах Кассамами всё того же поселения Сдерот. В ходе того путешествия я объездил почти весь Израиль, главным средством передвижения мне служили междугородние автобусы. В них я заходил с лёгким рюкзаком за плечами, но вскоре мне другие пассажиры объяснили, что этот мой рюкзак их пугает, поскольку они принимают меня за палестинского террориста-самоубийцу, проникающего в автобус со взрывным устройством для самоподрыва. Такое уничтожение врага путём принесения себя в жертву в те годы было весьма популярной формой ведения интифады, которая имела глубочайшие исторические корни, в том числе и на Ближнем Востоке. Но даже если не копать в далёкое прошлое, то можно вспомнить широкую практику русских революционеров-народовольцев.

Итак, уже пошла третья неделя, как ЦАХАЛ проводит операцию «Железные мечи». Сектор Газа блокирован практически как Ленинград во время Великой Отечественной войны. В эту зону не допускаются даже лекарства и другие гуманитарные грузы, царит острая нехватка питьевой воды и электричества. Правда, на страницах Википедии полно ссылок на фотографии магазинов Газы, чьи полки ломятся от яств, и эта информация сопровождается сведениями, будто Газа вся в шоколаде. Я никогда не был в секторе Газа, зато постоянно шлялся по арабским кварталам в самом Израиле. Мне там многие израильские евреи с жаром говорили, будто у них арабы живут как у Христа за пазухой. Но то, что я видел своими глазами в арабонаселённых кварталах Израиля, совершенно не напоминало цветущие на зависть соседей кавказские жилища. Наоборот: обычно арабы в Израиле плотно заселяют старые средневековые части городов, где царит грязь и запустение. Справедливости ради должен отметить, что в Иерусалиме меня однажды отвезли на экскурсию в квартал Меа-Шоарим, где проживают иудейские религиозные фундаменталисты, время от времени устраивающие драки с полицией. Я как будто попал там в XVIII век, там царила полная нищета и грязь…

«Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской» (Исх. 22:21)

И подобные записи неоднократно встречаются в Торе. Я часто с болью думал, как мог мой народ, именуемый народом Книги, напрочь забыть об этих заповедях? Хотя арабы отнюдь не пришельцы на этой земле. Недаром Тора содержит легенду, что прародителем арабов стал Измаил, старший единородный брат нашего праотца Исаака, от второй жены праотца Авраама по имени Агарь. И история арабов на этой земле началась задолго до того, как сюда вторглись их соплеменники с Аравийского полуострова, принесшие ислам. Достаточно прочитать «Иудейские древности» Иосифа Флавия, где довольно часто упоминаются «арабы», под которыми подразумеваются набатеи, непосредственно соседствовавшие с древними евреям. К сожалению, большинство современных политологов, обозревающих этот конфликта, не выходит за рамки ХХ века. Они готовы рассматривать этот великий исторический спор лишь с того времени, как в страну стали приезжать волны еврейских переселенцев. Для них крайней точкой отсчёта служит Декларация министра иностранных дел Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии лорда Бальфура от 2 ноября 1917 года. Не спорю: последующая история Святой Земли с её нескончаемыми конфликтами между общинными ещё требует тщательного изучения.

Но всё-таки я бы призвал заглянуть в глубь веков. Хотя бы так, как поступила 55-летняя американская еврейка Нина Пэйли (Nina Paley), «мультипликатор, режиссёр и козёл отпущения», так она себя аттестовала на своём личном сайте. В 2012 году она выпустила, по-моему просто гениальный мультфильм, представляющий собой в трёхминутном изложении всю историю территории под названием Израиль/Палестина/Ханаан/Левант, начиная с условного «пещерного человека» и до наших дней. В анимации воспроизводится «песня исхода» (The Exodus Song) из популярного американского фильма 1960 года, которую назвали, «неофициальным гимном Израиля». Под слова «песни исхода»: This land is mine. God gave this land to me («Эта страна моя. Бог дал эту страну мне») появляются и убивают друг друга абстрактный «пещерный человек», хананеянин, древний египтянин, ассириец, древний израильтянин, вавилонянин, македонец, представитель птолемеевского Египта, селевкид, маккавей, древний римлянин, византиец, арабский Халиф, крестоносец, египетский мамлюк, османский турок, араб XIX века, британский колонизатор первой половины XX века, палестинец, европейский еврей, ООП, Цахал, ХАМАС. И в финальной сцене на фоне ядерного гриба появляется над всем Ангел Смерти. (Нина Пэйли не историк, она забыла упомянуть длительный период господства персидского государства Ахеменидов, но в мультфильме и так очень много персонажей). При этом наблюдается нескончаемая гонка вооружений: от каменного топора до ядерной бомбы.

В принципе, подобным образом можно порассуждать о любой точке на карте. Помните слова советского поэта-песенника Василия Лебедева-Кумача: «Чужой земли ни пяди нам не надо, но и своей вершка не отдадим» («Марш советских танкистов» из кинофильма «Трактористы» 1939 года)? Но так сложилось, что именно на этой территории цивилизации сходятся в битвах с незапамятных времён. Так что мир можно считать лишь непродолжительной передышкой.

Такова реальная история. Как могут мои соплеменники, столько несчастий сами пережившие, быть настолько безучастными к судьбам других народов! Недаром нас постоянно от имени верховного существа в Торе называют «жестковыйным народом»! При этом даже само слово «Израиль» восходит к прозвищу праотца Иакова, которое он получил после противоборства с верховным существом.

Но и среди нас далеко не все расисты. Антиколониальное движение палестинских арабов традиционно пользуется поддержкой западных левых, среди которых всегда было много евреев, неслучайно в начале XXI века левые западные активисты создали «Флотилию свободы», поставившую перед собой задачу мирно прорвать израильскую морскую блокаду сектора Газа. Но в ночь с 30 на 31 мая 2010 года эта попытка мирного прорыва завершилась трагедией. Когда «Флотилия свободы» из шести кораблей с гуманитарными грузами на борту приблизилась к порту назначения, но ещё оставалась в нейтральных водах, на одно из судов флотилии, «Мави Мармара», напал израильский морской спецназ, высадившийся на борт с вертолётов. В завязавшейся схватке погибли 9 активистов. Прочие 5 судов были вынуждены сдаться. Их отконвоировали в израильский порт Ашдод, пассажиров арестовали. В следующем году уже не удалось организовать выход в Газу новой флотилии.

Но никуда не пропали люди из разных стран мира, искренне переживающие за судьбу палестинских арабов, в том числе и евреи. Так 18 октября 2023 года, когда президент США Джо Байден прибыл в Землю Обетованную, чтобы объявить о солидарности американцев с евреями Израиля и о своём запросе в Конгресс о выделении еврейскому государству дополнительной финансовой помощи на военные расходы, в его собственной столице перед Капитолием два еврейских общественных объединения (Jewish Voice for Peace – «Еврейский голос за мир» и If Not Now – «Если не сейчас») провели пропалестинскую манифестацию. Она собрала около 10 тысяч участников, из которых порядка 200 человек смогли прорваться в одно из помещений Конгресса США. Они были одеты в чёрные футболки, на которых красовалась надпись Not in our name – «Не от нашего имени». По сообщению «Еврейского голоса за мир» в тот день в Вашингтоне полиция арестовала до 500 манифестантов. Однако эти же люди составляют заметную часть электората Демократической партии США, которая выдвинула нынешнего президента Джо Байдена. Так что его администрация не может их мнение полностью игнорировать.

И даже в осадных условиях бойцы ХАМАС продолжают огрызаться ракетно-артиллерийскими обстрелами не только примыкающих к сектору еврейских поселений, как было в прежние годы, но также крупные города центральной (Тель-Авив, Иерусалим) и северной (Хайфа) части страны. 15 октября Израиль потребовал, чтобы 1100 тысяч жителей сектора Газа в течение суток покинули северную часть территории, переместившись в южную часть анклава. Для этого были установлены три утренних часа «тишины». Всё говорит о том, что израильтяне «закусили удила» и приступили к реализации принципа: «Если враг не сдаётся, его уничтожают». Но что дальше? Предположим они убьют несколько десятков тысяч бойцов ХАМАС. Где гарантия того, что им на смену не встанут через несколько лет сегодняшние палестинские мальчишки? В таком случае выходит, что надо уничтожить весь отчаянно сражающийся за независимость арабский народ Палестины?

Но это уже напоминает еврейский нацизм. Мда… я никогда не забуду, что произнесение этого магического словосочетания в какой-нибудь подчёркнуто антифашисткой группе социальной сети «Одноклассники», населённой евреями, вызывало дикий шквал эмоции и приводило «нечестивца» к изгнанию из группы. Так, например, затравили однажды при мне добрую еврейскую девушку из Германии, посмевшую заступиться за палестинских беженцев.

Пожалуй, в России самым ярким воплощением этого направления стало выступление панк-группы «Рабфак» с «новой песней о евреях» или HAMAS must die! Группа презентовала эту песню во время гастролей в Израиле 29 августа 2014 года в знак поддержки незадолго того завершившейся в секторе Газа операции ЦАХАЛ «Нерушимая скала». Эта песня, вероятно, до сих пор не утратила популярности среди сторонников силового решения. Её общий посыл выражен на английском: HAMAS must die – «ХАМАС должен умереть!». Этой песне нельзя отказать в таланте, как и прочим произведениям Александра Елина, и она до сих пор широко доступна российским пользователям Интернета. Но на серьёзную аналитику его аргументация, мягко говоря, не тянет. Чего только стоит такой «неубиваемый» аргумент: «Я б любил арабов до слёз, но был евреем Иисус Христос».

Мне всегда нравился президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в его амплуа правдоруба. Но внимательно послушайте его интервью, которое он дал 17 октября 2023 года израильскому журналисту Александру Вальдману для его личного канала YouTube. Если отрешиться от потоков ругательств в адрес правящей элиты Израиля, США и даже России, то в сухом остатке будет позиция тождественная по существу «рабфаковскому» HAMAS must die. Евгений Янович предлагает принять неизбежность полной гибели заложников, находящихся в руках ХАМАС. Интересная мысль: стоило некогда мне в одной соцсети вспомнить захват террористами театрального центра Норд-Ост в Москве и неосмотрительно написать о желаемой реакции власти – «заложники подлежат ликвидации», как в комментариях поднялась такая волна гнева, что ещё несколько лет спустя, если забить в поисковик моё имя, то среди прочего можно было найти упоминание обо мне как о «позоре еврейского народа».

Идём дальше. Предположим, вы убьёте всех боевиков ХАМАС, то что вы станете делать с их малолетними детьми? Евгений Янович предлагает их «перевоспитывать». И приводит в качестве положительного примера опыт ГДР, а также советской Венгрии. Вы серьёзно? Вы действительно считаете, что членство в восточногерманском комсомоле сделало из Ангелы Меркель нашего человека? Что касается нынешней Венгрии Орбана, то я убеждён, что наше с ней сотрудничество, как и сотрудничество с Турцией Эрдогана, объясняется исключительно совпадением некоторых интересов и отнюдь не «братство на век». И уж никак это не связано с введением наших войск в Венгрию в 1956 году, которому Орбан даёт однозначно негативную оценку. А как насчёт Чехословакии или Польши? Нет, мне в целом импонирует такой ход мыслей, но надо же смотреть правде в глаза и быть реалистом, невзирая на сына в Хайфе.

Если рассуждать прагматически, что граничит с цинизмом, то у России от этого конфликта сплошные плюсы. Помните, не прошло и года с той поры, как предшественник Нетаньяху на посту главы кабинета Израиля Нафтали Беннет предлагал свою посредническую помощь в заключении мира между Россией и Украиной? Он даже вёл как еврей с евреем откровенные переговоры с президентом Украины Владимиром Зеленским. А теперь Израилю не до Украины! Теперь мы предлагаем им своё посредничество в ведении переговоров с ХАМАС.

Тем более, что наши граждане находятся не только в Израиле. Не будем забывать, что есть ещё несколько тысяч наших граждан на территории сектора Газа. Это главным образом русские жены, которых привезли палестинцы, учившиеся в нашей стране. Так что с началом наземной операции ЦАХАЛ в секторе Газа, могут пострадать и они.

Кроме того, США истощает ближневосточный конфликт. Теперь им нужно помогать и Израилю. И здесь весьма вероятно. что пострадают интересы Украины. Президент США Джо Байден направил в Восточное Средиземноморье свой самый крупный авианосец в сопровождении эскадры ракетных катеров, а также новейших истребителей F-35. Правда, Белый дом заявил, что он сосредотачивает в регионе свои вооружённые силы на случай возможно разрастания конфликта. Что не может не пугать. Помните, что в финальном кадре мультфильма Нины Пейли появляется в роли победителя образ ядерного холокоста. Да и в самих США неспокойно: митингуют как произраильские активисты, так и пропалестинские. Руководство Великобритании и ЕС на этот раз решили не оригинальничать, а следовать в фарватере Вашингтона. Прошли те времена, когда в Западной Европе были влиятельными левые силы, проявлявшие заметно более высокую степень лояльности к палестинской стороне. Впрочем, внутри каждой из западноевропейских стран левые продолжают отстаивать свою платформу по вопросу отношения к израильско-палестинскому конфликту.

Официальная Москва настаивает на реализации постановления Совета Безопасности ООН № 242 от 22 ноября 1967 года о создании Палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме. На первый взгляд, создаётся впечатление, что мы ищем опору в мусульманских странах, чтобы вместе с ними противостоять США. Но это не совсем так, если вспомнить, что именно Сталин в 1947 году «пробивал» в ООН концепцию создания на территории Палестины, находившейся под управлением Великобритании, двух государств: арабского и еврейского. Сталин, разумеется, рассчитывал тогда, что созданное при его участии государство Израиль станет страной социалистической ориентации. Но в начале 1950-х США по полной впряглись в израильский проект и нас окончательно переиграли.

Стоит ли теперь наступать эти грабли? Я позволю себе высказать непопулярную позицию. Убеждён, что роковую роль в историческом процессе сыграло то обстоятельство, что при подготовке резолюции ГА ООН № 181 от 29 ноября 1947 года Специальным комитетом ООН по Палестине (UNSCOP) только 3 государства-члена UNSCOP (Индия, Иран и Югославия) из 11 поддержали план создания Федеративного союза со столицей в Иерусалиме, который бы в себя включил как арабскую, так и еврейскую составляющую. Я полагаю, что возвращение к этому плану даёт единственную надежду на относительную ближневосточную стабилизацию.

И примером такого ближневосточного государства может служить Ливан. Он построен по принципу консоциации трех общин (шиитской, суннитской и христианской). Как известно, с 1956 года там шли постоянно гражданские войны. Поэтому его считали скорее негативным примером. Но по меньшей мере с 2005 года в Ливане воцарился относительный мир, что даёт стране надежду на процветание.

Так почему бы не попробовать воспроизвести этот пример на многострадальной земле его южных соседей? В конце концов, в современном мире, пожалуй, не существует ни одного моноэтнического государства.

Не пора ли списать в утиль концепцию «еврейского государства»? В конце концов необходимо признать, что мечта сионистов о всеобщем переселении евреев в Израиль до сих пор не реализовалась: в еврейском государстве по состоянию на 2018 год проживало чуть меньше 45% евреев, то есть более 55% евреев предпочли продолжить жизнь в нееврейском окружении. И главное – едва ли нам суждено это кардинально изменить. Эта жизнь для большинства евреев является привычной и комфортной. Не стоит придавать чрезмерное значение процентному составу населения. Ничто объективно не мешает еврею и в будущем Федеративном союзе с исповедующими ислам арабами чувствовать себя свободными людьми, живущими на своей земле.

С другой стороны, тем самым и воплотится мечта значительной части мусульман о ликвидации Израиля, поскольку Федеративный союз, который создадут на этой территории, уже не будет «еврейским государством». Ведь принципиально важно определиться с понятиями. Неужели, скажем, граждане Ирана требуют выселения евреев из Израиля или их поголовного уничтожения?

Но не будем строить иллюзий: судя по нынешнему состоянию умов, этот план едва ли может рассчитывать на поддержку. Но в таком случае смею предложить «план Б». Почему бы не вернуться к резолюции ГА ООН № 181, согласно которой предусмотрено, что города Иерусалим и Вифлеем будут территориями под международным контролем? Ведь Старый город Иерусалим, окружённый крепостной стеной со всеми его святынями трёх авраамических религий является частью Восточного Иерусалима. Едва ли иудеи или христиане смогут безропотно принять, что мусульмане установят над ним свой полный контроль. В конце концов, как раз это и породило некогда крестовые походы.

Но критически важное значение будет иметь нейтральность этого международного контроля. В идеале именно тогда можно будет найти разумный выход из ситуации, с которой я столкнулся там. Ведь если верующим евреям в субботу убеждения не позволяют проходить через металлоискатель, то едва ли у них найдутся основания противиться обычному ручному досмотру.

Резюмирую. Всем так или иначе эмоционально вовлечённым в этот конфликт стоит хотя бы немного успокоиться и пойти на взаимные уступки с пониманием, что перед лицом Ангела Смерти худой мир надлежит предпочесть доброй ссоре.

Кроме того, немногим вне Израиля известно одно обстоятельство, внушающее надежду на установление относительно прочного мира. Многим представляется, что Израиль – религиозное государство. Я и сам пребывал в этой иллюзии вплоть до той поездки. Но реально в этой стране порядка двух третей граждан не отличаются особой набожностью. А оставшаяся треть – израильтяне, репатриировавшиеся из бывших республик СССР, называют их «датишниками» («дати» на иврите означает «религиозный») – не вызывают массовых симпатий. Так вот еврей, проживающий в современном светском государстве Израиль, с иудейской точки зрения, продолжает жить в «галуте» (на иврите это слово означает «плен»), как и до репатриации. Изменить такое положение вещей, по их мнению, может только Бог. Следовательно, трансформацию Израиля из «еврейского государства» во «второй Ливан» они не воспримут как катастрофу. Похоже, мы сумеем найти пассионарного тактического попутчика в таком неожиданном для себя месте как Меа Шоарим.

Автор: Лев Сигал

Политический журналист, историк

Добавить комментарий