Сразу после того, как на выборах президента Украины с разгромным счетом победил комик и шоумен Владимир Зеленский, по соцсетям загулял демотиватор, на котором усмехающийся Путин грозит пальцем уже российскому комику Михаилу Галустяну: «Даже не думай!»
Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки. Зеленский сделал себе президентский имидж во многом благодаря комедийному украинскому сериалу «Слуга народа». Там он снялся в главной роли школьного учителя истории Василия Голобородько, который неожиданно становится президентом Украины и как честный человек, волею судеб попавший на самый верх, начинает бескомпромиссную борьбу с коррупцией. В свои ближайшие соратники новый президент зовет своих близких друзей, потому что в условиях тотального разложения украинского политикума он может доверять только им.
Сериал безусловно отражает незрелое состояние умов украинского общества. С одной стороны, оно полностью разуверилось в своей властной элите. С другой стороны, оно считает, что проблема лишь в правящей верхушке, а не в выбранном стратегическом пути. Поэтому как волшебной таблетки оно жаждет того, что откуда-то возьмутся честные люди в правительстве, которые прекратят коррупцию, и тогда все наладится само собой, стоит лишь «перестать воровать».
Дескать, когда на верху действительно окажутся настоящие слуги народа, то и народ наконец-то заживет нормально. Украинское общество, видимо, пока не понимает, что это условие хоть и необходимое, но совершенно недостаточное. Голобородько произносит в фильме зажигательные речи против разворовавших страну олигархов и ездит на свою президентскую работу в маршрутке, что до боли напоминает Бориса Ельцина, который в бытность первым секретарем московского горкома КПСС тоже ездил в троллейбусе и шел под камеры на прием к врачу в районной поликлинике.
Словом, это давно устарелый цирк тридцатилетней давности, но эта осетрина второй свежести на Украине почему-то пользуется большим спросом. Тем не менее, украинский сериал и головокружительная карьера его главного артиста (хотя, как учили древние греки, никого не стоит называть счастливым при его жизни, так как все всегда может поменяться) на самом деле поучительны, как минимум, в двух отношениях. Во-первых, эта история показывает, чего может добиться политическая сатира в эпоху господства масс-медиа. Надо признать, что Зеленский, если посмотреть и сериал, и его шоу «95-ый квартал» (по крайней мере, отдельные номера), небесталанный сатирик и юморист.
Конечно, иногда все это сильно отдает провинциализмом. Многое портят шутки ниже пояса, которые, как и нецензурная лексика, к сожалению, стали практически непременным атрибутом современных комедийных шоу. Но все же порой его шутки умеренно смешны и политически злободневны и поэтому неплохо попадают в цель. Сатирик в тотально разочарованном обществе, где смеяться можно практически надо всем, может получить невиданную политическую популярность. В результате, правящий двор и придворный шут вдруг резко меняются местами, что, с одной стороны, выглядит уже полным карнавалом.
С другой стороны, надо понимать, что сегодня в сатиру идут не только совсем неглупые люди, но и люди амбициозные, потому что через шоу и масс-медиа они могут получить невиданную ранее для шутов и сатириков власть над умами. Выходит, что при случае они могут трансформировать ее уже в политическую власть, были бы условия и желание, что на Украине и произошло.
Во-вторых, и это особенно интересно, украинскому сериалу «Слуга народа» есть аналог у нас в России, который, на мой взгляд, является и более яркой и остроумной политической сатирой, и более удачным фильмом в целом. Это сериал «Домашний арест», вышедший в 2018 году. Создателем сериала и одним из двух его сценаристов выступил постоянный автор предельно пошлого Comedy club и исполнитель песен собственного сочинения Семен Слепаков (другой сценарист – Максим Туханин, что интересно, муж постоянного автора портала “Русская iдея” Ольги Туханиной). Как ни странно, сериал получился остроумный и злободневный, с нестандартными персонажами, сюжетными ходами и персонажами. К сожалению, он тоже не избежал и элементов пошлости и нецензурной лексики, присущих любой продукции Comedy club, но, опять-таки на удивление, их в сериале не так много, как можно было бы ожидать. Помимо прочего это показывает, что и современные сатирики, эксплуатирующие низкие вкусы своих сограждан, на самом деле мыслить и чувствовать умеют, если захотят.
Но нас здесь интересуют сходства и различия двух комедийных сериалов, украинского и российского, в которых отражаются особенности текущего момента и политической культуры двух обществ в целом.
Как и в «Слуге народа», сюжет «Домашнего ареста» построен на том, что к политической власти приходит случайный, простой человек из народа – экскаваторщик Иван Самсонов – «русский, православный, двое детей, служил в ВДВ». Его решает двигать наверх пойманный на взятке ушлый мэр вымышленного города Синеозерск Аркадий Аникеев, блестяще сыгранный Павлом Деревянко. По решению суда Аникеева отправляют под домашний арест по месту прописки. Оказавшись в коммунальной квартире, Аникеев сталкивается с Иваном Самсоновым, с которым жил в детстве в этой квартире и с которым тогда враждовал. Однако теперь Аникеев решает помочь Самсонову стать новым мэром Синеозёрска, чтобы тот в благодарность помог избежать ему тюрьмы и сумы.
И местный народ начинает радостно поддерживать Ивана, когда тот после ссоры выбрасывает Аникеева из окна с криками «разворовали страну, гады!». Запись расправы над коррупционером дочь героя выкладывает на Ютьюб, и за день ролик набирает миллион просмотров. Его показывают по федеральному ТВ, Иван Самсонов становится самым известным жителем города Синеозерск и самым популярным кандидатом в мэры.
То есть, в российском сериале во многом вроде бы эксплуатируется то же чувство глубокой разочарованности во власти, что и на Украине, когда люди готовы поддержать любого человека со стороны, лишь бы он был честным. Это тоже запрос на смену элиты. Однако, на мой взгляд, между сериалами есть и существенные различия.
Дело в том, что действие в «Домашнем аресте» происходит на региональном уровне. Тотально высмеивается лишь местная власть вплоть до упыря-губернатора (тоже блестяще сыгранного Романом Мадяновым). Зато неприкасаемым для сатиры остается, во-первых, Владимир Владимирович Путин. Местные политики трепещут от одной только мысли, что президент приедет с инспекцией в Синеозерск и поддержит кого-либо из кандидатов, гарантировав ему тем самым победу.
Второй неприкасаемый субъект в фильме, который носит собирательный характер, это фсб-шники. ФСБ на протяжении всего фильма проводит операцию «Золотой ярд», направленную на разоблачение местной проворовавшейся власти и возвращение украденных средств в бюджет. Над офицерами ФСБ фильм тоже посмеивается, но очень по-доброму, по-домашнему. В целом, они изображены как очень положительные герои, настоящие рыцари без страха и упрека, которые за возвращение миллиарда в казну довольствуются премией в 15 тыс. р.
Получается, что Семен Слепаков хорошо понимает, над кем у нас смеяться и зло шутить можно, а над кем лучше не надо. Президент и спецслужбы – вот тот стержень, на котором держится вертикаль власти – и в фильме, и пока в реальности. Российский сериал по-своему отразил особенности российской политической культуры, и. кстати, не случайно у нас сейчас так активно сажают проворовавшихся губернаторов. Так же и украинский сериал отразил особенности украинской политической культуры, где дискредитированы все и всё, а народ просто тупо ожидает чуда и еще на что-то надеется.
Еще одно важное отличие украинска сериала состоит в том, что в нем, несмотря на его неровный юмор, если брать главный сюжет, все по-звериному всерьез. Там герои, неожиданно оказавшиеся на самом верху, и правда борются с коррупцией. Они как самозародившиеся в грязном белье мыши, которых никто не двигает и не спонсирует, и проч., действуют сами по себе, противостоя целой системе. В российском же сериале главный герой, ставший мэром, изображен во многом гопником и алкашом, хотя и с добрым сердцем. Работяге Самсонову просто повезло оказаться рядом с циничным бывшим мэром, который и обеспечил ему победу своим знанием жизни. То есть, в нашем сериале политика – это, скорее, игра, а не вредная по большому счету фантазия, которая загоняет болезнь еще глубже. И именно поэтому российский сериал опять-таки гораздо реалистичнее своего пафосного украинского собрата.