Рубрики
Статьи

Фига в капкане

Никогда не знаешь, из чего будет сделано прошлое, если фальсифицировать настоящее, прямо на ходу. Зато, легко представить, каким боком может выйти ближайшее будущее, если не учить своих детей читать между строк и самостоятельно анализировать считанную информацию. Xотя бы на отдельных листочках.

«Никогда не знаешь, из чего будет сделано прошлое».

Вряд ли вы догадаетесь в каком неожиданном контексте я обнаружила это изречение. Вам придётся внимательно прочесть нижеследующие параграфы. Я расскажу вам, как в современной “западной демократии”, при последовательной политкорректной ампутации всех свобод, организовывается реальное Сопротивление.

Сначала, учите их думать.

B колледжах и лицеях Франции нет единой учебной программы, ни единых учебников и каждый преподаватель волен выбирать, на каких конкретных произведениях он станет форматировать ещё сырые, но день ото дня крепчающие умы. От выборочной классики, дающей возможность толкования и перетолкования «позора рабовладельчества» и «зверств колониализма» до современной литературы, где уже много лет зашкаливает количество никому не известных авторов, десятками несущих, как вскормленные и послушные наседки, никем так и не читанные шедевры о страстях нелегальной миграции и страданиях её героев.

С учётом рекомендаций незыблемой идеологической доктрины, выбор обязательного чтения у школьников невелик, а интерпретации прочитанного обусловлены единой линией «всея политкорректи»: любой предлагаемый текст, без обиняков и нюансов, открыто намекает, кому сочувствовать, a кого порицать за тёмное колониальное прошлое, без оглядки на яркое и взрывоопасное настоящее.

Каждый преподаватель колледжа или лицея сам решает, на каких примерах проводить обучение, лично распечатываeт свой урок на отдельных листочках и раздаваёт их школьникам. А те, отучившись, могут сохранить или выбросить листочки с усвоенным или прошедшим мимо материалом – кому как удобнее и больше нравится.

Я предлагаю вам рассмотреть один такой листочек, чтобы на его примере понять, как можно всё-таки учить детей мыслить и самостоятельно анализировать информацию, даже и в тоталитарно политкорректном государстве.

Этот листочек – урок преподавателя французского языка и литературы в одном из рядовых французских колледжей. Тема урока – сослагательное наклонение. Наглядное пособие для обьяснения, по нынешним временам, выбор неожиданный – совместное исследование четырёх никому не известных и (главное!) никем не рекомендованных авторов (С. Халими, Д. Видаль, Х. Малер, М. Реймонд), 2014 г. издания, под названием «Мнению нужно научиться… СМИ и “справедливые войны» (S. Halimi, D. Vidal, H. Maler et M.Reymond, «L’opinion, ça se travaille…Les médias et les «guerres justes»).

Урок начинается с эпиграфа: «Никогда не знаешь, из чего будет сделано прошлое” (выражение, используемое в бывшей советской России)».

Такой внезапный, но, по сути, ожидаемый поворот: обработку информации для форматирования общественного мнения удобнее всего пояснять на примерах из «Советской России» или Оруэлла. Хоть я и из “бывшей советской России”, мне до сих пор никогда не встречалось процитированное в эпиграфе «выражение», нo, пусть: отсыл к тоталитарному государству, имеющему обыкновение перетолковывать прошлое и настоящее в интересах идеологии считан и засчитан.

А вот дальше следуют весьма интересные и неожиданные факты, с примерами их толкования в «высоко демократической» прессе.

Документ 1. «Массовое захоронение в Тимишоара».

«Румынская революция стала следствием государственного переворота с 16 по 25 декабря 1989 г. и привела к казни диктатора Николае Чаушеску».

Так начинается этот документ. А дальше, школьникам рассказывают, как это событие освещалось в их родных французских СМИ.

Сначала говорили о 70 000 убитых по всей стране. О том, как в городе Тимишоара нашли “гигантское массовое захоронение” и продемонстрировали на камеру 19 полуразложившихся тел, без отличительных признаков чего бы то ни было, ни времени, ни места. На 5-м французском телеканале (образцe политкорректности всех времён), журналист Гийом Дюран первым заявил цифру – 4 630 погребённых, назвав это “грустным официальным итогом”. Сразу вслед за ним, ведущие радио, телеканалы и как всегда истошно левая газета “Либерасьон” заколосились всё той же цифрой, теми же комментариями и заголовками “Бойня!”: “4 630 трупов только в одном захоронении!”, “Тимишоара – город-мученик!” Газета “Ле Монд” обскакала всех, заявив, что «повстанцы обнаружили кошмарную резню, где жертвы режима были захоронены живыми, со следами перенесённых пыток». Всё та же газета “Ле Монд” успела спеть дифирамбы пятому телеканалу и журналисту Дюрану, за их “смелость открыть миру “ужасные зверства палачей и их издевательства над манифестантами против режима Чаушеску”. После чего количество захоронённых неожиданно взлетело до 12 000 (!) – и понеслось. Каждое очередное освещавшее новость СМИ добавляло личных кошмарных деталей, чтобы переиграть предыдущее.

Иными словами, учащимся, поэтапно и наглядно показывается, как невесть откуда взявшаяся информация попадает в эфир и мгновенно разносится по умам, под давлением эмоций.

А потом выдаётся реальная, перепроверенная и подверждённая впоследствии информация: захоронение оказалось фальшивым. Съёмки – постановочными. Официальный отчёт о количестве жертв переворота и “революции” – 689 человек, во всей Румынии. В братской могиле города Тимишоара на самом деле было захоронено менее сотни человек.

Журналист Гийом Дюран и его редакция оказались тогда в центре серьёзномо медийного скандала, вошедшего в историю под исчерпывающим эпитетом социолога Пьера Бурдье – «круговой кругооборот информации».

Документ 2. Следующий пример кругового вранья – «Югославия – этническая чистка?..»

Журнал «Newsweek», 22 ноября 1999 г.: aмериканский госдепартамент заявляет, что 500 000 (!) этнических албанцев пропали в Косово и имеются все основания полагать, что все они были зверски убиты.

Ещё через месяц, министр обороны, Уильям Коэн, сообщает журналисту CBS, что изчезли ещё «около 100 000 мужчин призывного возраста», и что все они тоже, наверное, убиты. После бомбардировки Югославии силами НАТО, безo всяких объяснений, официальные представители Белого Дома неожиданно снижают количество «убитых сербами албанцев» до 10000 человек. Без уточнений, ни доказательств. После перепроверок выясняется, что и эта цифра остаётся неоправданно завышенной, несмотря на реальные преступления с обеих сторон. После комиссии судебных медиков, направленной на место Советом безопасности ООН, генеральный прокурор трибунала по военным преступлениям, Карла Дель Понте утверждает, что комиссия произвела проверку в 195 массовых захоронениях и обнаружила 2018 тел.

Наконец, в 2008 г. официальный рапорт ООН публикует окончательные цифры всех жертв этой войны – 13472 человека, из которых 9260 – албанцы.

Стоит ли уточнять, что все вышеупомянутые “поправки” подавались и освещались СМИ со значительно меньшим размахом и меньшим резонансом, чем первоначально заявленные цифры?..

Документ 3. Bойна в Ираке, 2003-2011 гг.

16 мартa 2004 г., американская парламентcкая комиссия публикует подробный отчёт, в котором детально разбираются 237 намеренно фальшивых заявлений – президента Буша, министра обороны Чейни, госсекретаря Пауэлла, советницы по безопасности Райс. Из отчёта однозначно следует, что ровно десять из этих заявлений были абсолютно и намеренно лживыми, а остальные незамутнённо подтасованными и показывают, что все они имели место исключительно для обоснования американского вторжения в Ирак.

Отчёт комиссии предельно подробен и ошарашивающе нагляден: 5 официальных государственных лиц делают 11 официальных заявлений, утверждающих, что Ирак представляет крайне высокую опасность, которую необходимо немедленно устранить. 81 утверждение из всех озвученных откровенно преувеличивет ядерную мощность Ирака; 84 – мощность Ирака в области химических и биологических вооружений; 61 утверждение столь же откровенно “преувеличивает” связи Ирака с Аль Каидой*.

После такого подробного разбора, на столь же конкретных примерах, школьникам показывается подача этой войны в прямых репортажах на французском телевидении.

Здесь и включается разъяснение возможностей условного наклонения для невнятных или непроверенных фактов: в случае с Косово – для явного преувеличения количества неопознанных и никем не подтверждённых жертв; в подаче Ирака – для маскировки полного отсутствия информации или откровенного фальсифицирования оной.

Разбирается конкретный пример выпуска новостей первого французского телеканала TF1, 20 марта 2003 г., где “специалист по военным вопросам” Жан-Пьер Киттар выдаёт анализ и прогноз ближайших событий в решительно будущем времени, без нюансов, а журналист Жан-Пьер Перно поправляет его в прямом эфире:: «Всё это, конечно же, в сослагательном наклонении… Включая картинки – до однозначного подтверждения фактов, всё это необходимо воспринимать с большой долей осторожности…»

Спрашивается, зачем, до окончательного подтверждения фактов, транслировать не подтверждённую информацию, вместе с картинками ? Даже и в сослагательном наклонении?

Следующим этапом, 12 апреля 2003 г., журналистка Клер Шазаль, в новостном эфире всё того же канала, достигает ещё более непоcтижимых вершин и от неподтверждённых фактов переходит к откровенным россказням:

– «Рассказывают, что пробирки с очень опасными вирусами будто-бы исчезли из иракских химических лабораторий»,- говорит журналистка, не приводя ни единого источника и ограничившись лишь употреблением сослагательного наклонения: будто бы исчезли, будто бы рассказывают. Вся война, отныне, сводится к циркуляции слухов и разговоров, при круговой поруке ведущих СМИ.

Затем, учите их мыслить.

Школьникам предлагается отметить, как условно-сослагательное наклонение, слагающее легенды и создающее условия для продвижения определённой идеологии и политики может быть использовано в повседневном круговороте вливаемой в мозги населения информации.

Не всё так страшно, как его малюют и не все так правдиво, как говорят. Думайте, думайте, думайте – сами. Если сослагательное наклонение способно оправдать любые перекосы реальной информации и даже заменить её, при полном отсутствии фактов, – где гарантия, что то же самое вам не подадут однажды в изъявительном наклонении, как неведомо кем анонсированную реальность? А, может быть, уже подают?..

Никогда не знаешь, из чего будет сделано прошлое, если фальсифицировать настоящее, прямо на ходу. Зато, легко представить, каким боком может выйти ближайшее будущее, если не учить своих детей читать между строк и самостоятельно анализировать считанную информацию. Xотя бы на отдельных листочках.

Вы увидели здесь только один пример далеко не бесчисленных, но (пока ещё) действенных возможностей доставки правдивой информации в неокрепшие умы и обучения школьников способности мыслить и делать выводы, без оглядки на официальную доктрину.

По сути, речь идёт о пресловутой и общеизвестной фиге в кармане, только, в отличие от традиционной, эта «фига» пока ещё находится в капкане достоверно не подтверждённой информации, кто на кого напал и кто кого бомбит. А главное – почему.

И в ожидании будущих “официальных отчётов”, заверенных достойными профессионалами, пересчитавшими цифры и перетолковавшими события, – просто знайте: есть люди в далёких селеньях, которые продолжают сопротивляться. Всеми возможными способами.

Кому, чему? Сослагательному наклонению. В истории.

Автор: Елена Кондратьева-Сальгеро

Добавить комментарий